патриот

Перспективы патриотического воспитания

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество),

любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
(БСЭ)

Основное содержание, цели и задачи патриотического воспитания граждан в РФ

Патриотическое воспитание граждан в российском законодательстве понимается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основные законодательные акты РФ по вопросу патриотического воспитания молодежи:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122) — завершена;
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на  2006 – 2010 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422) — является продолжением предыдущей Государственной программы.

Данные программы предусматривают выработку и принятие в каждом из субъектов федерации собственных программ, ориентированных на внутреннюю специфику.

Основной целью государственных программ является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Актуальные задачи патриотического воспитания в РФ:

  • продолжение создания системы патриотического воспитания;
  • продолжение совершенствования нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
  • расширение привлечения к участию в патриотическом воспитании научных учреждений, общественных организаций (объединений), трудовых коллективов, отдельных граждан;
  • повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превращение их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Сферы деятельности по патриотическому воспитанию граждан РФ

Деятельность по патриотическому воспитанию граждан может быть разделена на следующие сферы:

1. Военно-патриотическая

  • воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
  • увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.

2. Научно-образовательная

  • обогащение содержания патриотического воспитания;
  • усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
  • разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;
  • изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы, учитывающей российскую специфику;
  • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;
  • проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан Российской Федерации;
  • проведение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности, а так же разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России;
  • разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации.

3. Духовно-религиозная

(Не регламентируется законодательно, так как церковь отделена от государства).

Ограничивающие факторы повышения эффективности реализации программы патриотического воспитания молодежи

Проводимая государственными институтами работа по патриотическому воспитанию граждан осуществляется еще недостаточно целенаправленно, системно и комплексно.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов государственной власти, общественных объединений в сфере патриотического воспитания граждан.
  2. Функция координации деятельности всех государственных институтов, общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации не закреплена за каким-либо одним органом в структуре федеральной исполнительной власти.

В вопросе патриотического воспитания молодежи необходимо обратить внимание на следующие три основных блока:

1. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания

Государственной программой предусматривается система мер по координации деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания.

При этом основной задачей является создание механизмов такой координации, разработка его действенного нормативно-правового обеспечения, выработка научно обоснованных критериев оценки эффективности деятельности организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания на общегосударственном и региональных уровнях.

К настоящему времени региональные программы патриотического воспитания приняты во многих субъектах РФ (Псковская область, Свердловская область, Республика Тыва и др.). Они включают в себя концепцию патриотического воспитания и основные направления деятельности.

Анализ реализации государственной программы показал, что сегодня преобладает военно-патриотическое направление. Большая часть работы ведется через влиятельные общественные организации, такие как Российский организационный комитет «Победа», Межрегиональная детско-юношеская общественная организация содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация Витязей», включающая в себя несколько тысяч отделений по всей стране.

Признавая важность военно-патриотического направления с точки зрения воспитания готовности к выполнению гражданами обязанностей по защите Отечества, следует учитывать, что, во-первых, на современном этапе Россия постепенно переходит к комплектованию своих Вооруженных Сил на профессиональной основе; во-вторых, излишняя милитаризация молодежи не способствует формированию имиджа России, привлекательного с точки зрения мирового сообщества.

2. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании

В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании в рамках существующей государственной программы предусматривается целый ряд мер.

В то же время, ввиду несовершенства действующего законодательства, существуют определенные сложности по использованию государственных символов РФ в пропагандистских целях (выпуск и распространение соответствующей атрибутики, использование Государственного флага РФ гражданами, и др.). Все эти вопросы требуют тщательной законодательной проработки в соответствии с интересами патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации.

3. Взаимодействие государства со СМИ в вопросе популяризации патриотизма

По существующей государственной программе системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:

  • формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации, создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма;
  • поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства;
  • противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;
  • содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;
  • обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.

Однако на сегодняшний день недостаточно сформированы механизмы экспертизы соответствующей продукции, ее оценки с точки зрения соответствия задачам государственного патриотического воспитания, и связанного с такой оценкой распределения выделяемых средств в соответствии с нуждами Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан.

Рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания молодежи в РФ:

  • Перспективы совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи видятся в создании системы взаимоотношений с общественными организациями через совместные проекты, программы, соглашения — как на федеральном уровне, так и на местном.
  • Представляется целесообразным разработка и принятие Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».
  • Необходимо законодательно закрепить функцию координации деятельности всех государственных институтов и общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации за определенной структурой Правительства Российской Федерации (департамент или управление).
  • В деятельности по патриотическому воспитанию молодежи необходимо делать акцент на воспитании чувства гордости за свою страну и любви к ней, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина—патриота.

ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ЗА РУБЕЖОМ

США

Опросы общественного мнения, постоянно проводимые в США, показывают, что примерно три четверти американцев испытывают чувство гордости за свою страну. Приблизительно половина американских семей украшает свой дом национальным флагом, 15–20% водителей устанавливают американский флажок на машине. Девять из десяти американцев испытывают чувство гордости, когда звучит мелодия гимна страны (по информации Washington ProFile).

Нормативное регулирование

Определенной государственной программы по воспитанию патриотизма в США нет.

Механизмы управления

Значительную роль здесь играют:

  • Институты гражданского общества. Чувство патриотизма, гордости за свою страну прививается в США с самого раннего возраста – родителями, школами, университетами, всеми ячейками общества.
  • Активная пропаганда государственных символов через СМИ. Большинство американцев знают и поют гимн страны на торжественных мероприятиях. Наличие американского флага во всех учреждениях и многих частных домах является для них нормой жизни. Изделия с национальной символикой пользуются огромной популярностью среди населения страны.
  • В целях поддержания «патриотического духа» нации используется также киноиндустрия США – Голливуд.

Примеры

Скаутские организации:

  • бойскауты Америки, которые насчитывают около 3,8 млн. членов;
  • отделение Всемирной ассоциации девочек-проводников и девочек-скаутов (World Association of Girl Guides and Girl Scouts).

Молодежные организации:

  • Организация «Молодая Америка»;
  • Организация «Молодые американцы за свободу».

Для подъема патриотизма, в том числе и в молодежной среде, крупнейшая в Штатах компания-поставщик государственных флагов и флагштоков решила бесплатно высылать по почте звездно-полосатый флаги размером 1х1,5 метра всем желающим.

Праздники

11 сентября отмечается День патриота

ЯПОНИЯ

Нормативное регулирование

В 1947 г. после поражения Японии во Второй мировой войне принят «Фундаментальный закон об образовании». В нем тщательно избегается любое упоминание о патриотизме.

В 2002 г. Правительством Японии разработан учебный план, в котором воспитание «чувства любви к своей стране» определяется как основная цель шестилетней программы обучения в средней школе.

В 2003 г. Постановлением Правительства «О свободе слова и патриотизме в Японии» была введена система оценки патриотизма в школах. Всем школьникам, начиная с 11 лет, предполагалось выставлять оценки «за патриотизм», а также включить их в табель об успеваемости. Данное нововведение вызвало острую критику со стороны общественности поскольку «патриотизм учеников оценить невозможно».

2006 г. Нижней палатой парламента Японии был принят пакет законопроектов, ключевым элементом которого был  пересмотр «Фундаментального закона об образовании». B новом законе об образовании учителям вменяется в обязанность иметь самим и передавать ученикам младших классов «чувство патриотизма и национального достоинства». Премьер-министр Японии Синдзо Абэ тогда заявил: «Нашей целью является пересмотреть этот закон так, чтобы начать воспитывать молодых амбициозных людей, которые будут с достоинством строить свою страну».

Реакция общества

Часть политической элиты страны, духовные деятели, а также ассоциация японских учителей отреагировали негативно. В их аргументах указывалась возможность политизации образования, а также очередного ухудшения отношений с Китаем и Южной Кореей. Например, утверждалось, что терминология, употребляемая в законопроекте, такая как «любовь к стране и к родине», может у многих вызвать ассоциации с националистической идеологией времен Второй мировой войны.

В настоящее время закон является действующим.

КИТАЙ

В последнее время увеличилось количество патриотических материалов в СМИ, Интернете, в партийных изданиях все чаще стали появляться обращения к молодежи патриотической направленности. Заметна деятельность в этом направлении Коммунистической партии Китая, Коммунистического союза молодежи Китая (КСМК) – в частности, КСМК является ядром Всекитайской федерации молодежи (ВФМ), федерации молодежных организаций страны.

В результате среди молодежи все более популярной становится точка зрения о том, что западная демократия противоречит китайским духовным ценностям и  что для Китая основной задачей в настоящее время является физическое выживание народа, проведение экономических реформ, а не свобода выражения мнений. Китайская молодежь стала проявлять значительный интерес к становлению Китая как великой державы. Также популяризация вступления в КПК молодежи объясняется тем, что членство в ней создает им преимущества при устройстве на работу.

Также в Китае приобщение к идеям патриотизма осуществляется посредством посещения бесплатных музеев, число которых, как сообщил заместитель главы Государственного управления по охране культурного наследия КНР Чжан Бай, в 2009 году должно составить 1400. Эта деятельность патронируется государством и проводится при содействии Отдела пропаганды ЦК КПК, Министерства финансов, Министерства культуры и Госуправления по охране культурного наследия КНР.

ЕВРОПА

В Европе в силу исторических причин в большинстве стран используется метод ненавязчивого патриотического воспитания. Например, в школах проводят всевозможные исторические конкурсы, исходя из позиции, что история и патриотизм неразрывно связаны между собой. В некоторых странах существуют государственные программы защиты государственного языка, культуры. Например, во Франции есть государственная программа по защите национального кинематографа.

Германия

В Германии кроме военной существует еще несколько видов службы Отечеству, регулируемых государством. Наиболее популярны такие программы, как «социальный добровольный год» и «экологический добровольный год». Данные программы предполагают участие выпускников школ в социальных или экологических (соответственно) мероприятиях на протяжении года; при этом за свое участие добровольцы получают заработную плату. После «социального года» молодежь также имеет некоторые льготы при поступлении в ВУЗы. Считается, что участие в данных программах помогает молодым людям успешно социализироваться и, приобщаясь к социальным проблемам общества, вырабатывать у себя чувства гражданской ответственности и патриотизма.

Еще одним вариантом является альтернативная гражданская служба (цивильдинст), на которую в ФРГ направляется больше юношей призывного возраста, чем на военную (150 тысяч человек). Как правило, местом прохождения службы является социальная сфера, здравоохранение или экология. Цивильдинст длится на 2 месяца дольше военной службы, то есть 12 месяцев.

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Беларусь

После 1996 года, когда во время «Чернобыльского шляха» в Минске тысячи молодых людей выступили против политики президента А.Лукашенко, руководство страны решило вплотную заняться патриотическим воспитанием молодежи. Был выпущен Президентский Декрет о молодежи. А в дальнейшем создана молодежная организация, которая стала опорой государственной молодежной политики в целом, — БПСМ – Белорусский патриотический союз молодежи.

Деятельность молодежных общественных организаций регулируется Государственным комитетом по делам молодежи, совокупностью законов и норм, распоряжений, указов и инструкций, которые регламентируют деятельность организации, правами, которые позволяют организации реально участвовать в деятельности государства.

Украина

На территории Украины в 2006 году создана рабочая группа по вопросам патриотического воспитания молодежи при Аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины. В ее состав вошли ведущие специалисты государственных органов Украины, в частности, Министерства по делам молодежи и Министерства образования, представители общественных, в том числе молодежных организаций. Предполагается, что основное внимание должно сосредотачиваться на воспитании детей и молодежи, формировании у них национального сознания.

Также на территории страны функционирует закон «Об Общегосударственной программе патриотического воспитания молодежи на 2004-2008 годы», согласно которому ответственность за патриотическое воспитание молодежи возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, семью и другие социальные институты. Контроль за выполнением Программы осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Кабинет Министров Украины ежегодно информирует Верховную Раду Украины о ходе выполнения Программы. Финансирование программы осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов и других источников финансирования, не запрещенных законодательством.

Казахстан

Национальный состав Казахстана разнообразен. Согласно результатам социологических исследований Министерства образования и науки, из 2000 опрошенных более 15% казахов не считают себя гражданами своей страны, среди представителей других национальностей показатель достигает более 30%.
Нормативное регулирование.

2006 г. принята Госпрограмма по патриотическому воспитанию на 2006-2008 гг.

Вводятся церемониальные процедуры в рабочих и учебных организациях, воспитывающие уважение к государственным символам.

В школьной программе присутствует учебный предмет «Граждановедение». Проводится пропаганда здорового образа жизни, половое воспитание, сопровождаемые экскурсиями в наркодиспансеры и места заключения как превентивные наглядные воздействия, посещение домов малютки, интернатов для детей-сирот с целью осознания роли семьи в жизни человека.

Военно-патриотическое воспитание проводится через развитие военно-прикладных видов спорта, тематические встречи в воинских частях и с ветеранами войны, экскурсии по музеям боевой славы.

Ведется работа по усилению патриотической и гуманистической направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни. Минимум 30 процентов эфира центральных и региональных СМИ планируется посвящать патриотической тематике.

В патриотическом воспитании задействуется и «конфессиональный ресурс». Так, планируется привлечь традиционные для республики конфессии к формированию у граждан потребности служения Родине и ее защиты как высшего духовного долга.

Государственной программой по патриотическому воспитанию предусматривается также выработка единого алгоритма проведения государственных праздников. Для повышения социальной эффективности мероприятий предлагается усовершенствовать типовые сценарии проведения государственных праздников: Дня Республики, Дня независимости, Дня Конституции, Дня единства народов Казахстана и других.

Пример работы по патриотическому воспитанию молодежи на опыте Евразийского университета им. Льва Гумилева. Здесь разработана собственная Концепция патриотического воспитания студентов.

Студенты вуза участвуют во всех общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях города и задействованы во всех молодежных организациях.

Ежегодно для формирования евразийского духа и атмосферы университетского патриотизма проводятся экскурсии в музей письменности, к памятнику Культегину, в музей-кабинет им. Л.Н. Гумилева, где ведущие профессора вуза читают лекции на темы научного наследия этого ученого.

Действует экспозиция, посвященная жизни и деятельности президента Казахстана. Преподаватели и студенты кафедры журналистики регулярно демонстрируют фильмы, посвященные достижениям страны, столицы, университета, что также формирует патриотическое сознание учащихся.

В университете работает поисковый отряд «Мемориальная зона». Существует Совет ветеранов ВУЗа. На базе военной кафедры активно работает военно-патриотический клуб «Татчлы», воспитывающий будущих офицеров в духе любви к Родине.

Создан общеуниверситетский штаб студенческих строительных отрядов.

Грузия

В Грузии патриотическое воспитание молодежи происходит в основном в контексте военно-патриотического. Активизировался данный процесс после того, как Президент Грузии, М. Саакашвили, задался целью увеличить количество военнослужащих запаса. С целью подготовки резервистов была запущена программа «Патриот», предусматривающая двухнедельные сборы подростков и молодежи в военно-полевых лагерях, с проведением на них занятий по физической, начальной военной подготовке, национально-патриотическому воспитанию. В 7 военно-полевых лагерях прошли подготовку около 30 000 молодых людей. Специалисты отмечают, что программа имеет явно милитаристский уклон и в основе ее идеологии лежит ориентация на Запад.

Узбекистан

На уровне госзаказа толчком для развития патриотического воспитания стала Директива Д-18, принятая Министерством Обороны республики, которая предполагала создание новых и реанимацию ранее существующих военно-патриотических клубов при объединении в средних школах, лицеях, сельской местности и вузах. Также начали функционировать военно-спортивные оздоровительные лагеря. Согласно статистике, в период с 2000 по 2004 годы было создано более 100 военно-патриотических клубов, в которых ежегодно проходили допризывную подготовку более 2 500 человек.

Зачастую патриотическое воспитание осуществляется волонтерскими группами добровольцев. Ярким примером стала деятельность «Объединения воинов-ветеранов интернационалистов Узбекистана». Которые посредством собственной инициативы создали кадетские корпуса и военно-спортивные классы в школах с углубленным изучением военного дела. Инициатива поддержана Правительством Узбекистана, курируется государством в лице Минобороны, Комитета по охране государственных границ, Службой национальной безопасности и Прокуратурой Узбекистана.

РОССИЯНЕ О ПАТРИОТИЗМЕ И МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(ПО ДАННЫМ «ЛЕВАДА-ЦЕНТРА»)

В конце 2007 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный для взрослого населения страны опрос 1600 россиян. Распределение ответов на несколько вопросов исследования приводится в процентах от числа опрошенных вместе с данными более ранних опросов. Статистическая погрешность не превышает 3%.

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С ПАТРИОТИЗМОМ В РОССИИ?

Определение патриотизма как любви к Родине — хоть и простое, но не дает информации о сущности понятия. Возникает вопрос — какая именно эта любовь? «Любить Родину-матушку» или «любите Родину — мать вашу!» Народный фольклор, как только наталкивается на неосмысленные и не подтвержденные делом призывы, мгновенно рождает присказки, поговорки.

Самое, пожалуй, верное и важное определение патриотизма — это «любовь-ответственность». Такое понимание патриотизма позволяет провести четкую грань между «фанатством» всех мастей и тем, что по-настоящему нужно любому народу и его государству.

Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Можно сколько угодно гордиться героями былого: сказаниями об Илье Муромце и победе над монголо-татарами. Все это имеет смысл до тех пор, пока граждане понимают, что должно работать для сохранения и роста. Для себя самих и своих потомков. Если нет осознания своей ответственности, то иначе, как «квасным» такой патриотизм и не назовешь. Вопрос о патриотизме не вызывает удивления у тех, кто понимает, что он сам — часть своей страны и своего народа.

Но есть и те, кто называет Россию «этой страной». Им не понятно, зачем нужен патриотизм и тем более патриотическое воспитание… Патриотизм вызывает у этих людей странные ассоциации с военщиной и наци. Этим людям можно сочувствовать, можно негодовать, но такие были и будут всегда.

Значительно важнее понять, что есть патриотизм в России сейчас. Зачем он нужен и что, собственно, делать с этим.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо понять, что же такое наша Россия:

  • наследник СССР?
  • империя, лишившаяся царя?
  • улус «Золотой Орды»?
  • родина многих и многих героев и побед, победитель фашизма?
  • империя зла и тюрьма народов?
  • российский народ и его культурное многообразие?

Есть много разных точек зрения. Но единого ответа нет. Может быть, его и на самом деле не существует? Но мы продолжаем искать… Если вы спросите «Зачем?», ответ будет прост. Важно спокойно смотреть в глаза своим детям, когда они зададут вопрос о том, почему Крым, за который пролито столько русской крови, отдали другому государству. Нужно все-таки осознавать, почему мы спокойно наблюдаем за медленной и безболезненной ампутацией Дальнего Востока по Байкал — именно так в Приморье оценивается угроза постепенного захвата территорий китайскими переселенцами. Интересно, почему кто-то из-за океана может распоряжаться тем, как нам жить и что делать дальше…

1/7 часть суши имеет все возможности для того, чтобы быть лидером. Наверное, нам не хватает самой малости — желания работать для этого. Не будем винить тех, кто, пережив перестройку и хаос девяностых, просто утратил веру и интерес. Это трагедия нашего народа. Но если мы хотим жить и дальше — мы просто обязаны подумать о подрастающих поколениях. Прежде чем принцип «хорошо людям — хорошо стране» станет действительно работающим, Страна должна стать местом, в котором это будет работать. Для этого еще многого не хватает. Самое главное, не хватает обеспеченности людей. А для этого нужно трудиться. И, может быть, еще не одному поколению. И не для «себя, любимых» — или, точнее, не только, — но и для своих детей. Для своей страны. А кто-нибудь знает иные способы?

Почему вполне благополучные японцы воспитываю патриотизм в каждой компании, не говоря уже о стране, а мы стесняемся? Почему американец может поднять государственный флаг над своим домом, а мы — не имеем права? Почему китайцы сохраняют свою культуру в любой точке земного шара, а мы до сих пор смотрим ролики поп-звезд, где русские только пляшут камаринскую в лаптях, пьют горькую и играют с медведями в центре Москвы? Уверены, что нам это нравится?

Бороться с этим на площадках Парижа и Нью-Йорка конечно, тоже можно, но основной проблемы это не решает. Только по-настоящему гордящийся собой народ может перестать быть объектом насмешек. Но только по-настоящему работающий народ может перестать быть бедным.

Именно поэтому воспитание патриотизма и обеспечение государственного — не контроля, но внимания к этому вопросу — всего лишь свидетельство того, что мы, Россия, уже становимся взрослыми и начинаем смотреть не только в завтра, но и в послезавтра. Это подростку важно, что случится на неделе, а взрослый думает о том, как будет жить через годы. Чем будет жить и с кем…

России — восемнадцать. Если кто не заметил, в этом году Россия отпраздновала совершеннолетие. Так что пора быть взрослыми. Пора думать о будущем.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *