семья

Законодательное регулирование семейного образования в РФ

Семейное образование — это целенаправленный процесс получения образования в семье, организованный и осуществляемый родителями  в соответствии с государственными образовательными стандартами, с периодической аттестацией по результатам обучения. Согласно ст.10 ФЗ РФ «Об образовании», семейное образование представляет собой одну из форм освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Следует отличать семейное образование от обучения на дому (домашнего обучения) по медицинским показаниям, когда на дом приходят учителя из той школы, в которой учится ребенок. В отличие от этого, при семейном образовании роль учителей чаще всего выполняют сами родители.

Также следует отличать семейное образование от экстерната, поскольку учащиеся на семейной форме обучения могут являться учащимися конкретной школы со всеми правами и обязанностями, между родителями и директором этой школы заключается договор, а за обучение в семье родителям выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством. Экстернат же ничего из перечисленного не предусматривает и, по сути, представляет собой аттестацию учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе.

При этом, в соответствии с п.3 статьи 50 Закона РФ «Об образовании» а также, п. 1.3 «Положения о получении общего образования в форме экстерната» , при получении учащимся семейного образования экстернат возможен как способ промежуточной и итоговой аттестации учащегося.

Согласно действующему законодательству, решение о переводе учащегося на семейное обучение принимается родителями ребенка или лицами, их заменяющими (законными представителями). Они имеют законодательно закрепленное право перевести ребенка на такую форму обучения с любого класса.

До 2005 г. порядок оформления такого решения, взаимодействия семьи с образовательными учреждениями определялся на федеральном уровне «Примерным положением «О семейном образовании» , однако с 07.02.2005 г. это «Положение» было отменено  и конкретный порядок осуществления права на выбор семейной формы образования регламентируется на региональном уровне . К примеру, в Москве для этого необходимо подать заявление в школу и получить одобрение директора; затем между родителями и школой заключается договор о семейном обучении, в котором оговариваются такие вопросы как программа обучения, сроки и условия аттестации, и др.

Можно отметить, что родители обычно принимают решение о выборе семейной формы образования для своих детей не без достаточно серьезных оснований. Иногда это связано с желанием избавить ребенка от перегруженности школьной программы дополнительными (не входящими в федеральный минимум) предметами. Некоторые родители, напротив, считают школьную программу недостаточно насыщенной, не отражающей образовательные потребности их семьи и детей. Это решение может быть связано и с желанием избежать пагубного влияния со стороны сверстников — не секрет, что в школе имеют место такие проблемы, как детская и подростковая агрессивность и девиантное поведение, в том числе табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, и пр.

Итак, в каких случаях выбирают семейное образование?

Индивидуальная форма обучения удобна в том случае, если ребенку одни предметы даются лучше, а по другим он отстает. Если первокласснику с трудом дается чтение, то никакие успехи в математике не помогут ему стать успешным учеником. В школьных условиях он может быстро превратиться в отстающего. При индивидуальном обучении такая неравномерность развития может быть сглажена.

Бывает, что дети рано показывают значительные результаты в той или иной области — например, в музыке, спорте, или рисовании. И тогда им требуется много времени на дополнительные занятия. Обучение на семейной форме освобождает время для этих занятий, которые потом помогут определиться с профессией.

Есть дети, которые значительно опережают своих одноклассников в интеллектуальном развитии. Таким детям очень скучно в классе, они начинают искать применение своим способностям, а это часто приводит к нарушениям дисциплины. Сложно самому ребенку, сложно одноклассникам, сложно педагогу. Семейное обучение — прекрасный выход из положения: ребенок учится в собственном темпе, тратит на учебу намного меньше времени и может заниматься другими, полезными для него, вещами.

Бывает, что ребенок по болезни пропускает занятия достаточно долгое время. Большое отставание сказывается на успеваемости, ученик нуждается в дополнительных занятиях. А значит, что ослабленный после болезни организм вынужден справляться с двойной учебной нагрузкой. Щадящий режим обучения в семье позволяет догнать одноклассников без лишних усилий.

Выбор семейной формы образования может быть также связан с особенностями здоровья конкретного ребенка (аллергия, астматические приступы и т.п.), с необходимостью учесть индивидуальную специфику процесса его познавательной деятельности (что практически невозможно сделать при групповом обучении) и по другим подобным причинам.

В чем состоят преимущества и сложности в случае выбора семейной формы обучения?

Прежде всего, давно известно, что индивидуальное обучение намного эффективнее обучения в больших, по 25-30 учеников, классах — во-первых, оно позволяет максимально реализовать индивидуальный подход к обучающемуся, а, во-вторых, обучающий все свое время и все усилия тратит на одного конкретного ученика. Необходимо учесть и то, что в случае семейного обучения в роли учителей выступают родители, хорошо знающие индивидуальные сильные и слабые стороны своего ребенка, сформировавшие с ним прочные отношения доверия (которые, к сожалению, способен выстроить не каждый школьный педагог).

При семейном обучении у ребенка есть возможность досконально и углубленно изучить сложную тему, а с другой стороны, не «засиживаться» долго на темах, которые ему более доступны. В школе ребенок не имеет возможности выбрать то, что ему наиболее интересно, а в семейном образовании это является основным приоритетом. У ребенка есть право выбора, например: позаниматься математикой или уделить больше внимания русскому. В семейной «школе» дети могут учиться с учетом собственных пристрастий и способностей, по своей программе. Они учатся работать с разными источниками информации и обобщать сведения. В итоге, как показывает практика, дети, обучающиеся дома, сохраняют интерес к познанию (в отличие от многих школьников) и показывают лучшие результаты по сравнению со своими одноклассниками.

Также, при семейном обучении родители в состоянии регулировать ежедневные нагрузки и режим ребенка, стараясь минимизировать связанный с учебными нагрузками вред для здоровья. По мнению медиков, одна из причин появления болезней нервной системы, нарушения пищеварения, проблем со зрением у школьников — это несбалансированное питание и хронические перегрузки в школе. Врачи давно бьют тревогу из-за того, что рабочий день школьника порой достигает 10 часов. По неутешительной статистике, в школу приходят около 90% практически здоровых детей, но заканчивают ее таковыми лишь 10%. Дети полдня находятся в школе, дома они выполняют домашнее задание, без которого они не освоят учебный материал. В то время как ребенок, который учится в семье, занимается именно в том темпе, который подходит ему — это принципиальное отличие семейного обучения от школьного.

Одним из плюсов семейного образования можно считать укрепление семьи: связь между родителями и детьми крепче, поскольку родители и дети живут одной жизнью. Родители несут больше ответственности за воспитание своих детей. Уменьшается негативное влияние сверстников, которое так сильно в подростковом возрасте. Для верующих родителей это, возможно, самое важное достоинство.

Что касается «минусов» семейного образования, то первый и самый главный аргумент, который активно обсуждается сторонниками и противниками семейного обучения — дефекты социализации. По их мнению, вне школы ребенок растет в «тепличных» условиях, а значит, оказывается не готов к социальному взаимодействию с людьми. Разрешать конфликты, проявлять характер, конкурировать, идти на компромиссы, все, что необходимо в реальной взрослой жизни — ко всему этому ребенок может оказаться не готов. Не стоит забывать, что это может стать причиной серьёзных проблем в будущем. Правда, сторонники семейного образования с этим не согласны. У детей, находящихся на семейном обучении, остается гораздо больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия, где они и набираются социального опыта, активно общаясь как со сверстниками, так и с взрослыми. Они совсем не затворники, а то, что ребенок мало общается со «школьным» социумом, скорее плюс, чем минус — уверяют сторонники семейного образования.

Еще один аргумент «против» — это отсутствие у родителей педагогической подготовки и глубоких знаний по всем преподаваемым дисциплинам. Теоретически этот аргумент выглядит очень убедительно, но на практике он зачастую разбивается о примеры, с одной стороны, вопиющей некомпетентности и педагогической несостоятельности, демонстрируемой нередко школьными учителями, а с другой — успешного овладения школьной программой учащимися, которых обучали собственные родители. Вероятнее всего, истина лежит где-то посередине: действительно, далеко не все родители способны в полной мере заменить собой школу для своего ребенка, поскольку семейное образование выдвигает повышенные требования к личным качествам родителей, к их уровню педагогических знаний, умению и готовности самообучаться и осваивать школьную программу, идя «на шаг впереди» своих детей. Однако положительные примеры из практики показывают, что родителю вовсе не обязательно заканчивать пединститут, — немало случаев, когда высоких результатов добивались люди, имеющие лишь среднее или среднее специальное, — притом, не педагогическое — образование. Справедливости ради следует отметить, что многие эксперты говорят о необходимости организации специальных курсов или консультационных центров в помощь тем родителям, которые избрали для своих детей обучение в семье и желают получить необходимые консультации.

Кроме объективных проблем, выбор семейной формы образования сопряжен с некоторыми субъективными сложностями для родителей. Так, подобный выбор предполагает, что как минимум одному из родителей необходимо практически все время проводить с детьми, что, во-первых, не совместимо с карьерой и зарабатыванием денег, а, во-вторых, требует достаточного дохода семьи в целом для того, чтобы один из супругов мог не работать. Помимо этого от родителей, занимающихся образованием детей в семье, требуется полностью взять ответственность за этот процесс на себя, не разделяя ее со школой — а для этого необходим высокий уровень моральной зрелости и психологической готовности. В нашей стране, к тому же, семейное образование является недостаточно развитой формой получения знаний, и потому большинство выбравших эту форму родителей, особенно в регионах, сталкиваются с непониманием и даже противодействием со стороны школьных педагогов и чиновников от образования. Вместе с тем, практика показывает, что осознанно принявшие на себя педагогическую ответственность родители успешно справляются с этой задачей, перенимают опыт друг у друга. На ниве семейного образования в последние годы появлялись специальные публикации, методические материалы, разрабатываемые родителями, ставшими успешными экспертами-практиками в этой области.

Несмотря на перечисленные выше трудности, все больше и больше родителей делают выбор в пользу обучения детей в семье. Рассмотрим, насколько распространено семейное образование на сегодняшний день в нашей стране и за рубежом.

По статистике  около 100 тысяч семей в России ежегодно проходят обучение в форме экстерната, семейного образования или индивидуально на дому. С момента принятия действующего сегодня закона Российской Федерации «Об образовании» опыт семейного обучения получили в общей сложности более 1,5 млн. россиян.

Семейное образование популярно более чем в 45 странах мира. Только в США в 2007-2008 гг. насчитывалось около 1,5 миллионов «хомскулеров» (детей, получающих образование в семье) , создан Национальный исследовательский институт домашнего образования, издаются журналы о домашнем образовании. Ежегодно число «домашних учеников» в США увеличивается на 5-12%. В Европе семейное образование распространено в таких странах, как: Австрия, Великобритания, Венгрия, Италия, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия.

НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Как известно, в настоящее время ведется работа над новым законом «Об образовании в Российской Федерации». Сообщается, что новый документ объединит и модернизирует существующие законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профобразовании». Президент РФ Д. Медведев на встрече с министром образования А. Фурсенко 31 мая 2010 г. поручил вынести новый законопроект об образовании на рассмотрение Госдумы к 1 сентября 2010 г.

С целью осуществления общественного обсуждения проекта нового закона, при участии и поддержке департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ был запущен интернет-проект «Общественная экспертиза закона об образовании». Зарегистрировавшись на сайте проекта, любой желающий мог прочитать текст проекта закона, оставить свои комментарии, предложить собственные версии пунктов закона и отобрать лучшие предложения. Следует заметить, что это «народное обсуждение» велось только лишь по 12-й главе законопроекта.

Обсуждение продолжалось в течение июня-июля 2010 года. За это время на интернет-сайте «общественной экспертизы» зарегистрировались 486 участников. Было оставлено 1026 комментариев к статьям проекта закона и создано 95 собственных версий пунктов статей. Комментировались не только статьи 12-й главы, но и другие главы законопроекта. Интересно, что наибольшее число возражений у участников обсуждения вызвала статья закона, регламентирующая формы образования — дело в том, что предложенная разработчиками версия проекта закона не предусматривала семейную форму получения образования.

Это и некоторые иные положения законопроекта вызвали бурную реакцию и за пределами «Общественной экспертизы». Родители-сторонники домашнего обучения возмущались тем, что из нового закона следует введение в будущем в России обязательного очного дошкольного и начального общего образования, фактическая ликвидация права на семейное образование, целый ряд других изменений, серьезно затрагивающих жизнь семей. В связи с этим родители, и не без серьезных оснований, увидели в законопроекте посягательство на свои  права, на права своих семей и детей.

Рассмотрим, каковы претензии общественности по отношению к обнародованному законопроекту.

  • Формы получения образования. В действующем законе «Об образовании» семейное образование, экстернат — это особые формы получения образования, отличные от очной, очно-заочной и заочной. Они не определены (и подзаконные акты, касающиеся их, сильно несовершенны), однако, по крайней мере, ясно, что это — разные формы и все они имеют право на существование. В новом законопроекте соотношение разных форм вообще неясно. Т.е. вместо несовершенной, но работающей системы он предлагает нечто гораздо менее продуманное.
  • Дошкольное образование не просто сделано обязательным, но и прямо говорится, что оно дается только в очной форме. Т.е. — в дошкольном учреждении (или под руководством платного индивидуального педагога). Мало того, что это лишает родителей права воспитывать и давать дошкольное образование детям дома, в семье — право, которое у них в России всегда было — но и, фактически, навязывает им платные услуги по «уходу и присмотру» в детских садах (мест в которых, как известно, катастрофически не хватает).
  • Полностью исключена имеющаяся в нынешнем законе прямая декларация права родителей выбрать для детей семейную форму обучения. О ней в проекте вообще нет ни слова. Т.е. одним росчерком пера из закона устраняется прямая декларация имеющегося у семьи права. Так в демократических государствах не делают — возмущаются родители — если есть право, раз оно вреда никому не приносит, оно должно при всех реформах законодательства дальше сохраняться, даже расширяться. Иначе это уже не демократия и не государство, стоящее на основании прав личности.
  • Размывание статуса обучающегося. В проекте декларируется, что образование может получаться в разных формах и вне образовательных учреждений. А в ст. 34 «обучающийся» определяется как лицо, зачисленное в образовательное учреждение. Что же, тот,  кто учится вне образовательных учреждений — не обучается? По мнению родителей, это – явное и очевидное разночтение и недоработка.
  • В проекте указывается, что от лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью, «требуется наличие образовательного ценза». По мнению многих родителей, это – нонсенс. Это оставляет за бортом множество ценных специалистов-практиков — репетиторов, ремесленных учителей. Нормально, когда образовательный ценз требуется при работе в школе, детском саду  — отдавая ребенка коллективу чужих людей, родитель должен быть уверен, что там работают люди с определенным минимальным уровнем подготовки. Это делается для защиты прав семьи и учеников. Но, прибегая к услугам частного практика, человек сам вправе решать, устраивает ли его качество услуг — и дипломы и справки тут не главное. Главное, чтобы не было обмана: если у индивидуального педагога нет специального образования, он должен обязательно об этом сообщать. А требовать специальной подготовки от частной няни — это и неразумно и нереалистично. Понятно, что в нынешних условиях родители все равно будут нанимать тех, кто ухаживает за ребенком лучше, а сертификаты и дипломы их будут в последнюю очередь интересовать, даже если это будет нелегально. Зачем толкать людей в сторону нарушения закона, вводя ненужное и невыполнимое требование?

Все эти моменты, прямо или косвенно затрагивающие интересы семей, выбравших для себя семейное образование, не могли быть оставлены без внимания родительской общественностью. Обсуждение казусов нового образовательного законопроекта сторонниками семейного образования активно ведется в сети Интернет — на тематических веб-ресурсах, в личных интернет-дневниках, в рамках тех или иных интернет-сообществ, и т.д. Помимо содержания законопроекта, участников обсуждения возмущает также, что «общественная экспертиза» нового закона проходила без достаточного информирования широкой общественности, поэтому далеко не все желающие смогли принять в ней участие. Также высказываются опасения, что, несмотря на целый ряд внесенных в ходе экспертизы поправок, закон все же выйдет сырым и недоработанным в силу того, что по непонятным причинам сроки его внесения в Госдуму неоправданно форсируются.

Со своей стороны, представители общественности подготовили ряд поправок в предложенный проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленные на то, чтобы учесть право родителей на дошкольное и общее образование в семье и иные права семей (см. Приложение 2.).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Семейное образование, как форма получения образования в РФ, не является магистральным направлением развития отечественной образовательной системы, однако имеет полное право на существование в ряду иных форм освоения образовательных программ. В силу целого ряда своих особенностей эта форма не является массовой и не станет таковой в обозримом будущем. Однако с самого начала своего существования в современном российском законодательстве (1992 г.), эта форма имела своих приверженцев среди родителей, и по статистике их число в последнее время постоянно увеличивается. При этом следует учитывать не только количественные характеристики, но и качественный состав данной категории граждан: в своем подавляющем большинстве это жители Москвы и других крупнейших городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах.

Следует отметить, что в определенных условиях семейное образование действительно может быть предпочтительно по сравнению с иными, общепринятыми формами получения образования. Широкое распространение семейного образования в развитых странах мира и зарубежный опыт семейного образования дают основание считать эту форму достаточно эффективной и прогнозировать дальнейшее ее развитие как за рубежом, так и в нашей стране.

В связи с вышеизложенным, представляется недопустимой ситуация, когда право на семейное образование в Российской Федерации недостаточно четко законодательно регламентировано. Тем более недопустимо полное исключение этого явления из правового поля.

Вопросы законодательного регулирования семейного образования могут быть решены в первую очередь в готовящемся к принятию в 2010 году интегрированном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако сроки общественной экспертизы данного законопроекта уже истекли, в ближайшее время документ будет направлен в Правительство, а затем — внесен в Государственную Думу РФ.

В связи с этим представители общественности, заинтересованной в охвате Законом такого явления, как семейное образование, уже не могут влиять на изменения законопроекта. В данной ситуации партия «Единая Россия» и ее фракция в ГД РФ представляются в качестве той силы, которая способна встать на защиту интересов данной категории граждан. При этом целесообразно включить вопрос о регулировании семейного образования в общий план партийной работы над готовящимся проектом закона «Об образовании в Российской Федерации». Одной из форм такой работы могут стать дискуссии в рамках политических клубов Партии с приглашением к участию в них как разработчиков законопроекта, так и независимых экспертов и представителей заинтересованной общественности.

ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Действующее российское законодательство прямо устанавливает в числе иных прав семьи и родителей право родителей на выбор формы получения образования детьми и преимущество их права на воспитание детей:

“Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами”
(Семейный Кодекс РФ, ст. 63 п. 1 часть третья).
“Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми”
(Семейный Кодекс РФ, ст. 63 п. 2 часть вторая).
“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”.
(Закон РФ “Об образовании”, ст. 18 п. 1).
“Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением”.
(Закон РФ “Об образовании”, ст. 52 п. 1).

В области дошкольного образования действующее законодательство, не объявляя его обязательным, указывает на родителей, как на основных субъектов, осуществляющих дошкольное образование, подчеркивая вспомогательный характер дошкольных учреждений:

“Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений”. (Закон РФ “Об образовании”, ст. 18 п. 3).

Таким образом, предоставляя семье свободу в области дошкольного образования, действующее законодательство фиксирует право родителей дать дошкольное образование в семье, без помощи дошкольных учреждений и педагогов.

В области школьного образования действующее законодательство прямо устанавливает существование форм получения общего образования как в образовательных учреждениях, так и вне них, декларируя существование таких форм получения образования, как экстернат и семейное образование:

“С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования”.
(Закон РФ “Об образовании”, ст. 10 п. 1).

Помимо этого, действующий закон “Об образовании” прямо декларирует право родителей дать общее образование детям в семье, вне образовательных учреждений (при желании пользуясь помощью сторонних педагогов). Это касается всех уровней общего образования:

“Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении”. (Закон РФ “Об образовании”, ст. 52 п. 4).

Таким образом, действующее законодательство в полном согласии с декларированной в “Основных направлениях государственной семейной политики” принципом признает за семьей широкую свободу в принятии решения относительно места и формы получения детьми дошкольного и школьного образования.

КОМПЛЕКС ПОПРАВОК К ЗАКОНОПРОЕКТУ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ПРЕДЛАГАЕМЫХ С ЦЕЛЬЮ УЧЕСТЬ ПРАВО РОДИТЕЛЕЙ НА ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ И ИНЫЕ ПРАВА СЕМЕЙ

I. Поправки, касающиеся домашнего образования дошкольников и получения общего образования в семье.

Концептуальные основы предлагаемых поправок:

  1. Необходимо вернуть в законопроект возможность давать дошкольное образование и осваивать все ступени общего образования в семье (вне образовательных учреждений), и форму экстерната для начальной школы. Эта необходимость следует из:(а) общего принципа, согласно которому демократическое и правовое государство не ограничивает и не уничтожает существующие права граждан, не нарушающие прав других и не наносящие обществу ущерба (в настоящий момент все указанные права существуют в действующем законодательстве; право на семейное образование прямо декларировано в действующем Законе «Об образовании»); (б) международных обязательств России (ст. 18 и ст. 28 Конвенции о правах ребенка; в частности, ст. 28 требует от государств-участников содействия развитию различных форм получения среднего образования.
  2. Необходимо прямо зафиксировать в законопроекте перечисленные права и обеспечить их сохранение при любых реформах образовательного законодательства.
  3. Необходимо достигнуть адекватного баланса между (1) правами обучающихся в семье и их родителями, принципом адекватной свободы в образовании и (2) потребностью общества в компетентных гражданах, получающих обязательный (установленный государственным стандартом) минимум знаний и навыков.

В рамках решения этих задач предлагаются следующие поправки к законопроекту:

В ст. 2. включить новые определения терминов следующего содержания:

«Образовательная траектория -последовательность изучения образовательных единиц».

«Семейное образование — Образование несовершеннолетних в семье, при котором родители (или иные законные представители субъекта образования) самостоятельно выбирают образовательную траекторию, организуют и осуществляют учебный процесс с последующей аттестацией в общеобразовательном учреждении. В ходе учебного процесса родители (или иные законные представители) вправе пользоваться услугами иных лиц или организаций по своему свободному выбору».

п. 1. ст. 21 изложить в следующей редакции: «1. В Российской Федерации образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций, в том числе путем самообразования. Дошкольное образование и общее образование всех ступеней может быть получено в семье»

п.1 ст. 34 изложить в следующей редакции: «Обучающимися признаются лица, зачисленные в установленном порядке в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для освоения образовательных программ и (или) воспитания, а также лица, осваивающие образовательные программы вне таких организаций в любых формах,кроме самообразования».

ст. 47 включить из действующего закона пункт: «Родители (законные представители) имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в иной форме». (несколько отредактировано с учетом реалий законопроекта).

ст. 48 Второй абзац п.1 ст 48 законопроекта — исключить.

в главу 10, между статьями 88 и 89 Законопроекта включить дополнительную статью следующего содержания:

«Компенсации затрат на дошкольное и общее образование несовершеннолетних в семье.

  1. Родителям, осуществляющим дошкольное воспитание и образование ребенка в семье, выплачивается компенсация образовательных расходов за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов в соответствии нормативами финансирования на содержание и обучение детей.
  2. Родителям, детей, осваивающих программы общего образования в семье, выплачивается компенсация образовательных расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме средних затрат бюджетных средств данного субъекта Российской Федерации на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в муниципальном образовательном учреждении.
  3. При осуществлении промежуточной аттестации несовершеннолетних обучающихся, осваивающих программы общего образования в семье на базе муниципальных или федеральных государственных образовательных учреждений, а также на базе государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, затраты на проведение промежуточных аттестаций исключаются из выплачиваемой родителям обучающихся компенсации образовательных расходов и возмещаются образовательному учреждению его учредителем».

ст. 97. (1) п.3 изложить в редакции: «3. Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями.

Основная образовательная программа дошкольного образования также может реализовываться в общеобразовательных организациях (их структурных подразделениях), в организациях дополнительного образования детей (в группах кратковременного пребывания), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Требования настоящей главы распространяются на такие образовательные организации при реализации ими основных образовательных программ дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования также может реализовываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности и в семье».

(2) Перед п.1 ст. 97 внести новый пункт следующего содержания (соответствующий формулировкам действующего Закона): «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

(3) п.2 изложить в редакции «Основная образовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развития детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья»

Примечание 1: из исходной редакции исключено окончание — «а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Коррекция недостатков в физическом или психическом развитии детей граничит с медицинским вмешательством и, как таковое, не может быть частью обязательной образовательной программы.

Примечание 2: Предложения (2) и (3) направлены на сохранение в Законе приоритетной роли семьи и вспомогательной (а не основной) роли дошкольных учреждений в дошкольном образовании и воспитании.

(4) После п.2 и перед п.3 внести в ст. 97 новый пункт следующего содержания (соответствующий, с незначительными изменениями, формулировкам действующего Закона): «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных и иных образовательных учреждений.»

(5) Абзац второй пункта 5 — исключить.

(6) п.6 изложить в следующей редакции: «Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, в том числе обеспечивают получение дошкольного образования всеми детьми предшкольного возраста, проживающими на указанной территории, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим и обучающим детей дошкольного возраста в семье» (вставлены слова «и обучающим» в формулировку «воспитывающим детей дошкольного возраста в семье»).

ст. 100

(1) П.1 ст. 100 законопроекта изложить в следующей редакции: вместо слов «которая определяет содержание обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования» — «которая определяет объем умений и навыков детей,необходимый для начала освоения программ основного начального образования».

(2) П.2 ст. 100 законопроекта — исключить.

(3) п.4 ст. 100 изложить в следующей редакции: «Продолжительность и дни пребывания воспитанников в дошкольной образовательной организации определяются родителями (законными представителями) воспитанников в рамках определенного уставом графика работы дошкольной образовательной организации».

ст. 104 п. 2. изложить в следующей редакции: «Общее образование основывается на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности, светского характера образования и направлено на обучение и воспитание в интересах личности и общества».

Примечание: исключены из исходного текста слова «и государства», поскольку государство — это подчиненное измерение общества в целом. В образовании необходимо соблюдать баланс интересов отдельной личности и общества, государство же в данном случае не может иметь своих, особых интересов, отличных от интересов российского общества в целом.

первую часть ст. 104 п.4 изложить в следующей редакции: «Начальное общее и основное общее образование является обязательным».

Примечание: Нет никаких оснований делать право человека по Конституции и международному праву его обязанностью за пределами необходимого обществу минимума. Начальное и основное общее образование должны быть обязательными, среднее общее -только для тех, кто желает его получать (и продолжать затем, при желании, получать среднее профессиональное или высшее образование). Реализация права не должна делаться принудительной без необходимости.

ст. 104 п.6

ВАРИАНТ 1: изложить в следующей редакции:

«Основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования реализуются в очной, очно-заочной и заочной формах получения образования.

Получение начального общего образования в очно-заочной и заочной формах получения образования не допускается.

Получение общего образования любой ступени в семье с последующей аттестацией в общеобразовательном учреждении в качестве экстерна признается разновидностью очной формы получения образования».

Примечание: Этот вариант предполагает семейное образование не в качестве самостоятельной формы, а в качестве разновидности очного образования. Очным является такое образование, при котором обучающийся очно взаимодействует с организующим учебный процесс педагогом; такими педагогами при семейной форме являются родители обучающегося (а не организация, где проходят аттестации). Поэтому, если семейное образование не выделяется в особую форму, есть все основания рассматривать семейное образование как разновидность очной формы получения образования (не распространяя, однако, на него многие требования, предъявляемые к очной форме получения образования в образовательных организациях). В действующем Законе «Об образовании» семейное образование, как и экстернат, является отдельной формой получения образования.

ВАРИАНТ 2: изложить в следующей редакции:

«Основные образовательные программы общего образования всех ступеней осваиваются в следующих формах:

  • в образовательном учреждении -в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; получение начального общего образования в общеобразовательном учреждении в очно-заочной (вечерней) и заочной формах получения образования не допускается;
  • в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования».

Примечание: Этот вариант рассматривает семейную форму получения образования, экстернат и самообразование как отдельные формы получения образования вне образовательного учреждения. Очная, очно-заочная, заочная формы -рассматриваются лишь как формы получения образования в образовательном учреждении. Отмечу, что автору поправок этот вариант кажется по смыслу более удачным, предпочтительно было бы сохранить семейное образование и экстернат как отдельные формы получения образования, со своей нормативной базой.

В ст. 104 добавить пункт следующего содержания:

«Основные образовательные программы всех ступеней общего образования, по решению родителей или законных представителей несовершеннолетнего обучающегося могут быть реализованы в семье. При этом родители самостоятельно организуют освоение учебных программ обучающимся, при необходимости привлекая сторонних специалистов и организации к участию в образовательном процессе. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в семье проходят промежуточные и итоговые (государственные) аттестации в общеобразовательном учреждении по выбору родителей.

От родителей, принимающих решение об освоении их детьми программ общего образования в семье не требуется наличия специальной квалификации, высшего или специального педагогического образования».

В ст. 107 п. 11 первое предложение изложить в следующей редакции: «Для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.»

Примечание: чтобы избежать впечатления, что дома учиться могут только болеющие, которое может повести к неверному прочтению текста, прямо оговаривается, что речь только об обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

ст. 107 п. 12

ВАРИАНТ 1: изложить в следующей редакции:

«При реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательная организация осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся и проводит их промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится на учебных занятиях.

Промежуточная аттестация проводится в целях определения промежуточных результатов учебных достижений обучающихся с учетом результатов текущего контроля успеваемости, а также в целях мониторинга достижения результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения определяются общеобразовательной организацией и закрепляются в его уставе.

Промежуточная аттестация экстернов осуществляется в форме итогового теста, итоговой письменной контрольной, итогового устного экзамена или собеседования; аттестация по каждому предмету проходит лишь в одной из этих форм. При аттестации в качестве экстерна обучающийся вправе отказаться аттестоваться по предметам, не входящим в обязательную часть федеральных образовательных стандартов. По результатам промежуточной аттестации общеобразовательная организация выдает экстерну справку о промежуточной аттестации установленного образца. Текущий контроль успеваемости экстернов не осуществляется общеобразовательной организацией.

Промежуточная аттестация обучающихся, получающих общее образование в семье, обязательной не является».

ВАРИАНТ 2: изложить в следующей редакции:

«Общеобразовательная организация осуществляет текущий контроль успеваемости и проведение промежуточной аттестации учащихся, осваивающих общеобразовательные программы в общеобразовательной организации.

Текущий контроль успеваемости проводится на учебных занятиях.

Промежуточная аттестация проводится в целях определения промежуточных результатов учебных достижений обучающихся с учетом результатов текущего контроля успеваемости, а также в целях мониторинга достижения результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения определяются общеобразовательной организацией и закрепляются в его уставе.

Промежуточная аттестация обучающихся осваивающих общеобразовательные программы в семье осуществляется в общеобразовательном учреждении по выбору родителей в согласии с индивидуальным учебным планом. Индивидуальный учебный план разрабатывается родителями обучающегося на основе примерных индивидуальных учебных планов для обучающихся в семье; по содержанию должен соответствовать требованиям обязательной части федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; может корректироваться родителями обучающихся в процессе обучения. О содержании индивидуального учебного плана информируется общеобразовательная организация. Сведения об изменениях индивидуального учебного плана сообщаются общеобразовательной организации не позднее, чем за три месяца до окончания соответствующего учебного года. Расписание промежуточной аттестации лиц, обучающихся в семье, согласуется с родителями обучающихся и утверждается руководителем общеобразовательной организации.

Промежуточная аттестация экстернов и лиц, обучающихся в семье, осуществляется в форме итогового теста, итоговой письменной контрольной, итогового устного экзамена или собеседования; аттестация по каждому предмету проходит лишь в одной из этих форм. Экстерн или обучающийся в семье вправе отказаться аттестоваться по предметам, не входящим в обязательную часть федеральных образовательных стандартов. По результата промежуточной аттестации общеобразовательная организация выдает экстерну или обучающемуся в семье справку о промежуточной аттестации установленного образца.

Промежуточная аттестация экстернов и лиц, обучающихся в семье, может также осуществляться педагогом, оказывающим услуги по полной реализации основных общеобразовательных программ, с соблюдением норм, установленных для промежуточных аттестаций настоящим законом. При этом по результатам аттестации обучающемуся выдается справка о ней установленного образца.

Текущий контроль успеваемости экстернов и обучающихся в семье не осуществляется общеобразовательной организацией».

Примечание: этот вариант предполагает обязательность промежуточных аттестаций при семейной форме и экстернате. Принцип сохранения свободы в образовании, однако, предполагает, что в рамках требований обязательной части государственного стандарта к содержанию образования, может гибко варьироваться последовательность и распределение промежуточных аттестаций по годам обучения. Предпочтительной в этом случае является модульная система аттестационных требований. Не являются обязательными аттестации за пределами обязательной части госстандарта. Здесь следует отметить зарубежный опыт в области семейного образования: в ряде штатов США практически не осуществляется контроль семей, обучающих детей дома. В ряде других штатов контроль осуществляется в виде аттестаций по индивидуальному плану, проводящихся в образовательном учреждении или индивидуальным педагогом. Введение возможности для индивидуальных педагогов (с образовательным цензом и реализующих полностью общеобразовательную программу той или иной ступени) проводить промежуточные аттестации обучающихся в семье и выдавать им справки об этом -основано на этой успешно опробованной за рубежом практике.

Ст. 109, п 1, третий абзац изложить в следующей редакции: «Лица, осваивавшие образовательные программы основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях, не имеющих государственной аккредитации, либо вне образовательных организаций, имеют право пройти государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по своему выбору. Имеющая государственную аккредитацию общеобразовательная организация создает указанным лицам условия для прохождения ими государственной (итоговой) аттестации безвозмездно; расходы на проведение аттестации возмещаются общеобразовательной организации учредителем, результаты аттестации указанных лиц не учитываются в итоговой статистике общеобразовательной организации.»

Ст. 109, п 2, изложить первый абзац в следующей редакции: «Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена или в форме государственного выпускного экзамена по выбору учащегося.»

Ст. 109, п.6 изложить в следующей редакции: «Лицам, не завершившим основного общего или среднего общего образования, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на государственной (итоговой) аттестации в дополнительные сроки, общеобразовательная организация выдает справку об обучении в общеобразовательной организации.

В случае, если эти лица осваивали программы основного общего образования вне общеобразовательной организации, общеобразовательная организация выдает им справку после прохождения ими промежуточной аттестации в качестве экстерна за соответствующий класс.

Форма справки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

ст. 111, п.1 изложить в следующей редакции «Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ или в коррекционных общеобразовательных школах.

Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья также может осуществляться в семье.

Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.»

II. Поправки, касающиеся индивидуальной педагогической деятельности

Концептуальные основы предлагаемых поправок к законопроекту:

На сегодняшний день в России есть целый ряд индивидуальных педагогов, успешно преподающих частным лицам и не имеющих педагогического образования и формальной педагогической квалификации. К ним относятся, в частности, репетиторы и педагоги, обучающие различным ремеслам. Многие лица, занимающиеся деятельностью в той или иной области науки и не имеющие формального образования, также успешно предлагают образовательные услуги.

Представляется разумным разграничить два случая:

(1) В ходе индивидуальной педагогической деятельности полностью реализуются программы той или иной ступени общего образования или дошкольного образования. В этом случае разумно требовать наличие образовательного ценза с одной стороны, ас другой (как это предлагается в другой части данного комплекса поправок) дать таким педагогам возможность проводить промежуточную аттестацию учеников в рамках освоения обязательных общеобразовательных программ (как это успешно делается в зарубежной практике).

(2) В ходе индивидуальной педагогической деятельности педагог преподает отдельные предметы, навыки и т.п., не реализуя общеобразовательные программы или программу дошкольного образования в целом. В этом случае нет необходимости требовать от такого педагога специальной формальной квалификации (достаточно соблюдения остальных условий допуска к педагогической деятельности, предусмотренных законом). Прибегая к услугам такого педагога родители в целом остаются организаторами процесса обучения своих детей вне образовательного учреждения и несут ответственность за этот процесс; поэтому они могут сами оценить, желают ли воспользоваться услугами педагога без специального педагогического образования. Важно лишь, чтобы такой педагог информировал их об отсутствии у него специального педагогического образования.

(3) То же относится к лицам, в индивидуальном порядке оказывающим услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. В большинстве стран от них не требуется наличия специального образования. Прибегая к их услугам родители продолжают нести личную ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка; таким образом, обращение к услугам стороннего лица является лишь продолжением осуществления их родительской компетенции.

В рамках решения поставленной задачи предлагаются следующие поправки:

ст. 56 пп. 1-2 изложить в следующей редакции:

  1. Индивидуальная педагогическая деятельность представляет собой деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, осуществляемую физическим лицом вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  2. От физического лица, занимающегося индивидуальной педагогической деятельностью, не требуется наличие образовательного ценза, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности по причинам иным, чем отсутствие образовательного ценза, не вправе заниматься индивидуальной педагогической деятельностью».

Примечание: Из п.5 исходной статьи («Лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность на возмездной основе, обязано до заключения договора оказания платных образовательных услуг предоставить обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося сведения …об уровне своего профессионального образования») прямо следует обязанность предоставлять обучающимся или их законным представителям информацию о профессиональной подготовке (а значит -и о ее отсутствии), что позволяет потребителям услуг принять информированное решение.

ст. 97 п.5 изложить в следующей редакции: «5. Услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования и педагогики».

Примечание: из этого пункта исключаются слова «а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста». Помимо избыточности этого требования при том, что ответственность остается на родителях, оно представляется практически неисполнимым и приведет к неизбежному массовому нарушению закона на практике.

ст. 104 п. 10 изложить в следующей редакции: «Услуги по реализации основных образовательных программ общего образования могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по полной реализации основных общеобразовательных программ любой ступени, должны иметь высшее образование в области образования и педагогики».

II. Поправки, касающиеся гарантии права родителей несовершеннолетних обучающихся и их законных представителей осуществлять защиту прав несовершеннолетних

Концептуальная основа предлагающихся поправок:

Представляется, что в текущем виде законопроект уделяет недостаточное внимание защите прав семьи и родителей несовершеннолетних обучающихся. Ряд пунктов закона может быть неадекватно истолкован и в правоприменении породить нарушение прав, гарантированных международными обязательствами Российской Федерации, Конституцией РФ и иными законами Российской Федерации.

Необходима более глубокая проработка вопросов, касающихся защиты прав семьи и родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательном процесс и в образовательных организациях.

В рамках решения этой задачи предлагаются следующие поправки к законопроекту:

В ст. 47 между пп. 1 и 2 добавить отдельные пункты следующего содержания:

«Любые виды психологических и педагогических обследований несовершеннолетних обучающихся, участие несовершеннолетних обучающихся в опросах и анкетированиях, а также сбор любой персональной информации о них самих и членах их семей осуществляются исключительно с письменного согласия их родителей или законных представителей».

«Любые виды медицинских обследований и медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетних обучающихся осуществляются исключительно с письменного согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев оказания неотложной медицинской помощи при травмах и острых состояниях и случаев необходимости медицинского вмешательства для спасения жизни данных несовершеннолетних обучающихся».

между пп.2 и 3 добавить отдельные пункты следующего содержания: «Половое воспитание и сексуальное просвещение несовершеннолетних находится в исключительном ведении их родителей (законных представителей). Участие несовершеннолетних в любых программах, затрагивающих вопросы полового воспитания и сексуального просвещения без письменного согласия их родителей (законных представителей) не допускается».

«Религиозное воспитание и образование несовершеннолетних находится в исключительном ведении их родителей (законных представителей). Участие несовершеннолетних в любых программах, включающих обучение религиозным взглядам и практикам без письменного согласия их родителей (законных представителей) не допускается. Образовательные учреждения в своих программах обязаны уважать право родителей (законных представителей) обеспечивать такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Примечание: последняя фраза повторяет формулировку ст. 2 дополнительного протокола № 1 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Ст. 35 п.7 дополнить следующими словами:

«Участие несовершеннолетних обучающихся в любых общественных объединениях допускается исключительно с письменного согласия их родителей и законных представителей. Родители или законные представители несовершеннолетних обучающихся вправе отозвать свое ранее данное согласие на их участие в общественных объединениях».

Ст. 105 п.4 изложить в следующей редакции:

«Общеобразовательная организация в соответствии со своим уставом, с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий может проводить санитарно-гигиенические, профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся.»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере Ирландии, Великобритании и США)

В Ирландии настолько велик приоритет семьи, что обязывать к чему-то родителей власти не хотят. Поэтому в «стране трилистника» родители обязаны дать детям лишь минимальное образование, то есть письменная и устная грамота и арифметика, а это уровень начальной школы. Все остальное — добровольно.

Что касается соседней Великобритании, то вмешательство государства в дела семьи там сильнее, чем в Ирландии. Поэтому в Англии ритмичность домашнего образования является законным требованием. Дети должны получать «полную образовательную нагрузку» (full time education) — от трех часов в день и от пяти дней в неделю. Соответственно, родитель должен быть готов продемонстрировать, что у ребенка по расписанию не меньше трех часов занятий и что он занимается каждый учебный день. Интересно, что если с ребенком, например, в течении часа клеить аппликацию, то это тоже считается образованием в начальной школе. В Англии обязательной является первая и вторая ступени, как и в России. Хотя структуру предметов, глубину их изучения, скорость прохождения родители выбирают сами.

Чтобы понять, каков порядок осуществления семейного обучения в Ирландии, обратимся к рассказу россиянки, в течение нескольких лет проживающей в этой стране:

«В 6 лет я зарегистрировала ребенка, то есть я написала письмо в Министерство образования Ирландии о том, что ребенка собираюсь обучать дома, используя такие-то учебники, что занимается он каждый день и его работу я могу продемонстрировать. Из министерства ответили, что они получили и что пришлют инспектора, который посмотрит, в каких условиях занимается ребенок и посмотрит какие-то сделанные им работы. Поэтому я стала поддерживать дневник ежедневных занятий, а когда он пишет просто на листах, я ставлю сверху число и кладу в папку (в файл). В рабочих тетрадях я тоже пишу на листах, какого числа он это сделал, а когда работая тетрадь кончается, я кладу ее в коробку».

Вообще, в Ирландии семейное образование достаточно распространено: в стране, в которой 3 млн. 800 тыс. жителей, 2000 семей учат своих детей дома (для сравнения: в Москве примерно такое же число семей с домашним обучением приходится на 10-12 млн. жителей). Необходимо отметить, что с домашним обучением в Ирландии так было не всегда. Пожалуй, нынешнее положение дел — это результат почти 20-летней борьбы родителей за свое право на домашнее обучение детей. Борьба состояла в том, что родители доказывали социальным службам, что обучение детей дома — не есть пренебрежение их родительскими обязанностями, поскольку к данному нарушению в Ирландии относятся очень строго. Так, если ребенок прогуливает школу и его остановят на улице, то родители должны будут принять меры или же социальные службы вмешаются и ребенка заберут в приют. Однако если родители показывают, что зарегистрировали ребенка на семейном образовании и ему по его расписанию в это время разрешено гулять — то это другое дело.

Как и в других странах, в Ирландии главным стимулом для обучения, в том числе домашнего, является получение аттестата, выдаваемого на основании выпускных экзаменов. Интересно, что эти экзамены проводятся независимой организацией. При этом неважно, по какой форме обучения занимался экзаменуемый — учился в школе, или дома. Таким образом, система контроля отделена от системы обучения, что исключает злоупотребления.

Значительный опыт семейного образования накоплен в Соединенных Штатах Америки. Следует особо отметить, что, в отличие от многих других стран, в США не только ведутся независимые исследования, оценивающие результаты получения образования в семейной форме, но и статистический учет академических достижений учащихся семейной формы образования на государственном уровне (как на федеральном, так и на уровне отдельных штатов). Число семей, выбирающих семейную форму образования в США постоянно увеличивается: так, в 2003 году, по данным Национального Центра Образовательной Статистики (National Center for Education Statistics — NCES) – 2,2% всех учащихся школьного возраста в США (1,096,000) обучалось в семейной форме, в то время как на четыре года раньше, в 1999 году, это число составляло 1,7% всех учащихся (850,000). В последующем это число еще возрастало – 2,9% в 2007 году (1,5 миллиона учащихся).

Независимые исследования, проводившиеся в США в разные годы, показывают, что уровень академических достижений учащихся семейной формы превышает средний уровень учащихся школ того же возраста (в среднем на 15-30%). Показательно, что, по данным исследователей, этот показатель не зависит от наличия у родителей специального педагогического образования. Другие исследования показывают, что у учащихся, обучающихся в семье заметно меньше уровень проблем и отклонений в поведении, более устойчивая самооценка, что они без проблем включаются в дальнейший процесс образования и успешны во взрослой жизни (среди них крайне редко встречаются безработные, люди, находящиеся на соцобеспечении).

Регламентация получения семейного образования в США осуществляется на уровне отдельных штатов. Степень государственного контроля отличается от штата к штату: от требования специальной подготовки родителей в единичных штатах, среднего уровня контроля (регулярные аттестации по обязательным предметам во многих штатах) – до практически полного отсутствия государственного контроля над семейным образованием. Особого замечания заслуживает установленный исследованиями факт, что уровень академической подготовки учеников семейной формы никак не зависит от степени государственного контроля , что позволяет утверждать, что семьи, будучи заинтересованы в качестве получаемого образования, вполне успешно осуществляют самоконтроль достигаемых результатов.

В целом, можно утверждать, что американский опыт показывает успешность семейной формы образования, способной осуществлять значительный вклад в благополучие общества в интеллектуально-образовательной сфере.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *