ТЕЗИСЫ

«Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра». (Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология. В 3 томах. Москва, «Гаудемус»).

Российская школа балета, живописи, театра признаны во всем мире, причем за рубежом у российского искусства есть немало ярых поклонников. Россия обладает богатейшим культурным наследием: лучшие музеи, обширные коллекции живописи и т.д.. Безусловно, наша задача состоит в сохранении и развитии нашего Наследия. Тем не менее, время диктует несколько другое понимание культуры.

Актуальным на данный момент становится понимание термина «культура» как метода формирования мировоззрения, то есть того, через что можно формулировать ценности, цели и задачи, которые сегодня и завтра будут приняты гражданами. Культура позволяет формировать картину мира, картину того, как понимается действительность и в каком ключе она должна развиваться и, тем самым — формировать образ жизни россиян.

Российская культура сейчас воспринимается, с одной стороны, как «водка, селедка и нежелание работать», но, с другой, как научные «прорывы» и «революции», «великие достижения» и рекорды, творения великих талантов. Очевидно, что представления о народе и у народа о самом себе формируются за счет образов, воплощенных в культуре как официальной, так и нет. В данном ключе вопрос развития культуры – это вопрос стратегического развития страны. Русский философ Л.П. Карсавин в своих рассуждениях о нации и ее единстве писал, что «идея культуры определяет государственность».

Если мы, как народ и как страна, хотим завтра жить лучше, то уже сегодня нужно создавать притягательные и успешные образы своей завтрашней жизни и помещать их в увлекательные сценарии. И уже в них закладывать системы ценностей, социально желательные поступки и решения. Под воздействием данных образов тогда и будут формироваться желаемые установки, поведение.

Важно не только создавать образы, но и обеспечивать максимально широкий доступ людей к ним, то есть использовать максимально эффективные формы и каналы трансляции информации. К примеру, в первой половине XX века таким каналом был кинематограф. Созданные на экране образы хотелось воплощать в жизнь. Власти различных стран быстро оценили мощь этого ресурса: так появился Голливуд, была создана отечественная киноиндустрия. Голливуд как фабрика грез, до сих пор бесперебойно работает на создание необходимых смыслов и образов, причем довольно успешно.

Тем не менее, монополия кинематографа оказалось не вечной. Сегодня важнейшим и наиболее интенсивно развивающимся ресурсом является Интернет, который предоставляет все более обширные возможности. Нам важно всерьез начинать работать именно с Интернетом. Как? Начинать можно с простых вещей, к примеру, сделать основные музеи и галереи более доступными, то есть открыть виртуальные музеи с виртуальными же экскурсиями и экскурсоводами, способствовать развитию виртуальных библиотек, и т.д.

Культура как ресурс. Творческие индустрии

Понятие «творческие индустрии» появилось в 1990-е гг. в Великобритании и быстро распространилось по всему миру.

Смысл его заключается в том, что культура становится не только затратной сферой, но и двигателем экономики. Инновационные коммерческие начинания, использующие культуру как ресурс, являются в ряде стран самым быстро растущим сектором экономики. Помимо традиционных культурных институтов, к творческим индустриям относят также дизайн, моду, издательское дело, звукозапись, мультимедиа технологии и т.д.

Все эти области относятся к сфере коммерческой культуры и не воспринимаются в России ни как самостоятельный целостный сектор экономики, ни как предмет какой бы то ни было политики. Между тем, как показывает международный опыт, инновационная «творческая экономика» является сегодня альтернативой развитию тяжелой индустрии и сырьевой экономике, одним из магистральных направлений постиндустриального развития.

Патриотизм. Правовая культура как основной способ борьбы с коррупцией

Один из основных факторов, способствующих формированию гражданских патриотических убеждений — это всеобщая, целеустремленная, эффективная пропаганда, направленная на развитие правового социально ответственного сознания, правовой культуры, о которой так часто упоминает Президент Д. Медведев. Пропаганда и по линии государства, и по линии общества. Во времена советской власти любимым обвинением Запада, США в адрес СССР было то, что в нашей стране все очень заидеологизировано, что пропаганда «злостно управляет» общественным сознанием масс, обрабатывая его в нужном для себя направлении. Да, конечно, советская пропаганда навязывала людям и некоторые весьма сомнительные политические убеждения, догмы, не редко оправдывала факты общественной несправедливости и т.д. Но в то же время она была направлена и на воспитание у людей чувства уважения к закону, любви и уважения к своему государству, ответственности за свои поступки, проповедовало высокие моральные качества. Вспомните хотя бы один художественный или документальный советский фильм, в котором героизировался преступник, человек, наносящий вред государству, взяточник, хапуга и тому подобные типы? Их просто не было. Зато в кино, в печати, в книгах, на государственных и общественных мероприятиях, на выставках всюду проповедовалась честность, служение обществу и государству, презрение к преступникам, к предателям, к аморальным людям.

Сегодня же тема обмана государства любыми способами, восхищение богатством, заработанным на взятках, шикарная жизнь коррупционеров, «благородство» бандитских бригад и пр., и пр. — чуть ли не основные сюжеты многих средств массовой информации, художественных произведений. Знаменательны в этом отношении данные репрезентативных социологических исследований, проведенных сравнительно недавно кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС: почти 30 процентов опрошенных (особенно в возрасте от 20 до 40 лет) считают, что «обойти закон есть не преступление, а дело чести и ума», чуть менее 40 процентов хотя сами лично и не собираются это делать, но нисколько не осуждают других за подобные дела.

Д. Медведев: «Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет. Необходимо уделить особое внимание оценке коррупции со стороны общества. К правовому просвещению должны подключиться средства массовой информации и общественные организации».

Поэтому одной из важнейших задач государства является содействие созданию институтов гражданского общества, доступности культуры для населения. Необходимо также формировать государственный заказ на создание патриотического кино, проведение семинаров, конференций, втягивание в обсуждение проблем культуры в России как можно более широкие слои населения. В связи с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения.

Финансирование сферы культуры

«Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями». (Из ФЦП «Культура России» (2006 — 2010 годы))

Финансовый фактор влияет как на материально-производственную базу сферы культуры, так и на ее содержательную сторону, ее качество. Сейчас это особенно видно. Наше общество заполонили не самые лучшие образцы массовой культуры, между тем как отечественные кадры учат весь мир хореографии, оперному и театральному искусству, режиссуре, исполнительскому мастерству и т.д. И это общепризнанно. Лучшие специалисты уезжают работать за границу не в последнюю очередь из-за низкой заработной платы у нас в стране. Тенденция выезда за границу становится опасной, так как отток квалифицированных специалистов, деятелей культуры и искусства не только за рубеж, но и в иные сферы деятельности достиг угрожающего размера. В связи с тем, что граждане Российской Федерации имеют право на свободный выезд за границу, нет количественных данных относительно утечки из страны профессионалов в области высокой культуры. Выезжающий преподавательский и исполнительский состав, являясь носителем высокой культуры, воспроизводит ее в иной среде, тем самым обескровливая нас, граждан России. Культура России, ее духовный потенциал — это и есть ее качественное отличие от других наций, народов.

Лишаясь своего внутреннего качества, мы тем самым лишаемся стержня, структурирующего всю социальную ткань российского социума.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что на данном этапе культура финансируется по остаточному принципу, а это не допустимо в век конкуренции образов и смыслов. Прежде, чем распределять финансирование необходимо понять цели и задачи, которые мы перед собой ставим. На наш взгляд, необходимо ставить акценты и делать финансовые вливания осознанно. Важно придти к пониманию, что в культуру можно делать инвестиции, а не просто давать государственные субсидии на ее сохранение. Нужно вкладывать в те культурные образы и в те культурные формы, которые нужны государству.

Рекомендации

Государственная политика в области культуры, подход к учреждениям культуры должны строиться с учетом того, что в сфере культуры необходимо приоритетными выделить следующие направления:

  • развитие связей между традиционными культурными институтами и сферой современных коммуникационных технологий — главная задача интегрального развития сферы культуры;
  • сохранение культурных традиций народов России, культурного многообразия;
  • создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества;
  • формирование системы позитивных ценностей, объединяющей общество для дальнейшей реализации тактических и стратегических целей в развитии страны, в том числе формировать государственный заказ на создание патриотического кино;
  • обеспечение равенства возможностей и всеобщей доступности культуры;
  • соединение курса экономической модернизации страны с определенной долей консерватизма (сохранение значимых для России традиций) в области духовных ценностей и национальной культуры;
  • разработка наиболее эффективных индикаторов, отражающих состояние культуры в России, а также позволяющих адекватно соотносить ее (культуру) с положением в мире.

Конкретные шаги на ближайшую перспективу:

  • проведение семинаров, конференций, втягивание в обсуждение проблем культуры в России как можно более широких слоев населения;
  • формирование государственных заказов на создание патриотических кинофильмов, познавательных программ, и т.п.;
  • стимулирование использования современных телекомунникационных технологий в сфере культуры – например создание виртуальных библиотек, осуществление виртуальных экскурсий по музеям, и т.д.

ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗА ЖИЗНИ

Соотношение понятий

КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. («Новейший философский словарь»)

КУЛЬТУРА — отрасль социальной сферы экономики, включающая музеи, театры, кино, художественное творчество, разные виды культурно-образовательной деятельности, искусства. («Современный экономический словарь»)

В одном случае можно говорить, что культура (в философском смысле) — это сложное системное явление человеческой жизни, оказывающее влияние на все стороны деятельности общества. Вместе с тем, культура воспринимается и как определенная отрасль экономики (что важно с точки зрения организации хозяйственной жизни общества).

Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды, его социальных связей и типов личностей — всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития.

Никакие крупные социальные изменения невозможны вне изменений в культуре. В качестве социального индивида человек является творением культуры. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни человека, социальной группы, общества в целом. Современные социологи в основном согласны с тем, что понятие культуры гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же сходство и различие этих понятий?

Действительно, традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а образ жизни — повседневную, материально-практическую сторону.

Образ жизни — это заведенный порядок или жизненный уклад: привычка рано вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома во все старое, покупать продукты на оптовом рынке, а не в магазине, по выходным бегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.

Культура и образ жизни настолько увязаны друг с другом, что порой их невозможно разделить. Специалисты утверждают, что корни культуры лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние, образно говоря, представляют собой строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.

Можно утверждать, что понятие «образ жизни» составляет только часть объема понятия «культура», именно ту ее часть, которая относится к настоящему времени, которая характеризует то, как люди живут «сейчас». Образ жизни не накапливается из поколения в поколение, не образует подобие культурного наследия. Образ жизни символизирует динамическую сторону культуры.

Компонентами, оставляющими образ жизни, являются: язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, форма одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры.

Культура: народная, элитарная, массовая

Народная культура — сфера непрофессиональной культурной деятельности, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия людей. К элементам, ее составляющим, относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество и пр. Традиционная народная культура прошлого и современные ее формы заполняют наиболее близкое и привычное для человека культурное пространство.

Элитарная культура формируется в рамках привилегированных в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная, ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. Некоторые исследователи склонны видеть в элитарной культуре только субкультуру привилегированных групп общества, отличающуюся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры является ее специфическим качеством. В отличие от народной культуры не анонимность, а личное авторство становится целью.

Массовая культура — специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Массовая культура — порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. Массовая культура традиционно противопоставляется культуре элитарной, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в массовой культуре незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений «высокой» культуры.

Особенное отношение к массовой культуре в США. Американский социолог Д. Бурстин обращает внимание на то, что в отличие от Западной Европы, где под патронажем государства находится «высокая культура», в США изначально под контроль и регулирование государства (в настоящее время и транснациональных корпораций) попала массовая культура, отражающая идеи, эталоны и стереотипы официальной государственной политики и интересы бизнеса, внедряющая их в сознание людей. «Мы — считает Бурстин — пожалуй, первая нация в истории, которая подвергла централизованному контролю производимую массовыми масштабами народную (массовую) культуру».

Феномен масскульта обусловлен коммерциализацией всех общественных отношений, превращением в товар явлений духовной культуры, а, значит, подчинению законам товарно-промышленного производства. В массовую культуру вкладываются деньги, — как в предприятия, земельные участки, — в расчете получить прибыль. Целью такого культурного производства является делание денег, а не мерка человеческого благополучия или воспитание зрелого сознания. Меркой в этом случае выступает исключительно «финансовый аршин».

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА РОССИИ (2006 — 2010 ГОДЫ)». ВЫДЕРЖКИ

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В 2001 — 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы «Культура России (2001 — 2005 годы)», благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал».

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, — создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.

Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое
предусматривает:

  • развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
  • развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.

Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций — составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно- целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны.

К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:

  • потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа над темпами их восстановления и консервации;
  • финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
  • финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
  • сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
  • сокращение влияния государства на формирование «человеческого капитала», потерю квалифицированных кадров в отрасли;
  • нарушение единого информационного и культурного пространства;
  • нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.

Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.

2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.

Исходя из этого целями Программы являются: сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграция в мировой культурный процесс, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.

Сохранение культурного наследия Российской Федерации

Российская культура имеет глубокие исторические корни. С одной стороны, в ее основе лежат традиции классического искусства, с другой, — традиции народов, населяющих нашу многонациональную страну. Различные исторические этапы, через которые проходила Россия, оставили свой след в формировании ее культурного наследия.

Достижение указанной цели в рамках Программы предполагает:

  • проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов;
  • содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.

Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан

В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные и межрегиональные связи, что привело к сокращению устоявшихся культурных связей, ослаблению традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

Реализация указанной цели в период выполнения Программы означает создание условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим к различным социальным группам.

Достижение указанной цели предполагает:

  • увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок;
  • разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
  • развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы.

 Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации

В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор имеет особое значение.

Достижение указанной цели предполагает:

  • выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций;
  • поддержку перспективных творческих проектов в отрасли;
  • преодоление существующих тенденций по оттоку талантливых деятелей культуры и искусства из России;
  • поддержку проведения конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий.

Интеграция в мировой культурный процесс

Расширение участия нашей страны в мировом культурном процессе обеспечивается за счет продвижения достижений отечественной культуры зарубежом, сближения целей и задач российской и мировой культуры, заимствования опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой.

Достижение указанной цели предполагает обмен культурными программами, проведение международных семинаров, конференций.

Обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям

Реализация указанной цели, с одной стороны, должна обеспечить адаптацию сферы культуры к новым рыночным условиям, с другой, — защитить ее от жестких рыночных влияний, предотвратить разрушение отрасли в конкурентной среде.

В процессе реализации Программы предполагается формирование новых экономических механизмов, направленных на улучшение функционирования отрасли в условиях рыночных отношений. Предложенные решения должны обеспечить успешную деятельность культурных учреждений в рыночной среде и предусмотреть различную степень участия государства и частного капитала в поддержке культуры.

Будут разработаны методологические основы экономической эффективности различных отраслей культуры.

Достижение указанной цели предполагает:

  • формирование и регулирование рынка культурных ценностей;
  • усиление роли государства в защите культурных ценностей народов Российской Федерации.

В результате должно сформироваться новое отношение граждан к объектам культурного наследия.

Основными задачами Программы являются: обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований; адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок; обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций; модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.

Обеспечение сохранности историко-культурного наследия

Решение этой задачи достигается усилением адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на особо значимых движимых и недвижимых объектах культурного наследия, что предполагает:

  • поддержание в надлежащем состоянии объектов культурного наследия;
  • сохранение федеральной части Музейного фонда Российской Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов, запасов фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения архивов, библиотек, фильмофондов;
  • обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Основной объем средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Программы, предусматривается направить на финансирование реконструкции и реставрации объектов культурного наследия федерального значения.

В рамках реализации Программы предусматривается улучшение технического состояния объектов культурного наследия (реставрация), позволяющее вернуть эти памятники в хозяйственный и культурный оборот.

Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества отреставрированных недвижимых памятников культуры и особо ценных единиц фондового хранения. При решении этой задачи используются индикаторы 2, 3, 4, 5 и 7 согласно приложению № 1.

Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований

Особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования, выявления и поддержки молодых дарований.

В рамках Программы предполагается проведение мероприятий по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.

Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи. При решении этой задачи используются индикаторы 11 и 12, предусмотренные в приложении № 1 к Программе.

Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества

Адресная поддержка искусства и литературы призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень доступности искусства и литературы для населения страны.

Государство создает условия для развития конкуренции и увеличения потребительского спроса на результаты деятельности в сфере культуры посредством финансовой поддержки фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство.

Предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих в сфере культуры.

Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателем количества созданных произведений искусства. При решении этой задачи используется индикатор 12, предусмотренный в приложении № 1 к Программе.

Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности

Сохраняет актуальность развитие культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий.

В рамках Программы предусматривается поддержка авторов новых идей и методов творчества, творческих дебютов в сфере культуры, расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства.

Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества творческих дебютов, новаторских проектов, а также внедренных новых технологий в сфере культуры. При решении указанной задачи используется индикатор 12, предусмотренный в приложении № 1 к Программе.

Обеспечение культурного обмена

Ключевой задачей политики государства в сфере культуры в условиях расширения прав субъектов Российской Федерации остается сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных ценностей и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.

Реализация этой задачи требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества гастрольных спектаклей, концертов, фестивалей и выставок. При решении указанной задачи используются индикаторы 13, 14 и 16, предусмотренные в приложении № 1 к Программе.

Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры

В условиях информатизации общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения формирования информационных сетей в сфере культуры.

В рамках этой задачи необходимо проведение мероприятий по изменению структуры основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий и оснащения современным оборудованием и программными продуктами для обеспечения культурной деятельности.

В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.

Предусматривается перевод информационных ресурсов музеев, библиотек, архивов и фильмофондов в цифровую форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, а также создание электронной базы данных, содержащей информацию о недвижимых памятниках истории и культуры (40 тысяч объектов), сводного каталога библиотек России и Национальной электронной библиотеки.

Ожидаемые результаты реализации этой задачи представлены показателями роста уровня информатизации: количеством записей в сводном каталоге библиотек России, базе данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и другими показателями. При решении указанной задачи используются индикаторы 9 и 10, предусмотренные в приложении № 1 к Программе.

Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок

Для поддержки отечественных производителей культурных благ и их продвижения на мировой рынок предусматривается реализация мероприятий Программы по следующим направлениям:

  • государственная поддержка производства российских фильмов;
  • государственный протекционизм в продвижении на мировой рынок продуктов российской культуры, искусства и литературы.

Ожидаемые результаты реализации Программы представлены показателями количества выпущенных кинофильмов, а также проведенных международных культурных акций. При решении указанной задачи используются индикаторы 1 и 15, предусмотренные в приложении № 1 к Программе.

Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций

Важной задачей Программы является обновление специального оборудования организаций культуры, оснащение которых существенно отстает от современных требований.

Ожидаемые результаты реализации этой задачи представлены показателями обеспеченности отрасли уникальным специализированным оборудованием и компьютерной техникой. При решении указанной задачи используются индикаторы 2, 3, 4 и 7, предусмотренные в приложении № 1 к Программе.

Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации

Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации в рамках настоящей Программы за счет капитальных вложений предполагает замену приемо-передаточных устройств и переход на цифровое телерадиовещание.

Научное обеспечение Программы основано на проведении научно-исследовательских разработок по объективной оценке и анализу социо-культурной ситуации в стране. Предполагается проведение всесторонних исследований емкости отечественного рынка потребления услуг культуры, разработка и апробация новых технологий создания, хранения, распространения и потребления продуктов культурной деятельности.

Организационное обеспечение Программы основано на проведении ряда мероприятий, направленных на управление Программой, координацию действий заказчика-координатора и государственных заказчиков. Государственный заказчик-координатор Программы организует проведение мероприятий, предусмотренных в разделе «Научное, организационное и информационное обеспечение программы» перечня мероприятий Программы, с участием государственных заказчиков.

Программа предусматривает достижение стратегических целей к концу 2010 года. Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, целесообразно отдельными этапами реализации Программы считать календарный год.

ОБРАЗ ЖИЗНИ РОССИЯН: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 

(ИСТОЧНИК: ПРЕСС-ВЫПУСК ВЦИОМ № 949)

Весной текущего года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные по результатам исследования образа жизни наших сограждан: исследователей интересовало, как россияне склонны проводить свое свободное время.

Так, смотреть телевизор россиянам нравится больше, чем читать. При этом старому советскому кино респонденты симпатизируют в большей мере (эти фильмы предпочитают смотреть 59% опрошенных), чем современным отечественным фильмам (41%), российским телесериалам (30%) и зарубежным фильмам (23%). Развлекательные, игровые телепередачи любят смотреть больше (32%), чем проблемные передачи (25%). Современная музыка и советская эстрада (22-24%) находят больше слушателей, чем классическая музыка (8%). Читать респонденты предпочитают детективы и фантастику (23%, в 2006 г. было меньше — 17%), реже — научно-популярную, историческую литературу, мемуары (11%), русскую классическую литературу (10%), современную русскую (6%), иностранную литературу, зарубежную классику (4%) и, тем более, книги на религиозные и философские темы (по 2-3%). Каждый десятый (11%) считает, что лучше всего провести время в Интернете (за два года число «подсевших» возросло — в 2006 г. было 5%). Реже респонденты отдают предпочтение театру (9%), моде, дизайну (6%), выставкам (4%), а также самообразованию (5%).

Обычно свободное время россияне проводят в домашних условиях: смотрят телевизор и слушают радио (так поступают 60% опрошенных); кроме того, занимаются домашним хозяйством, детьми, дачей (46%); читают газеты, журналы (42%); реже книги (27%); ходят в гости и сами принимают гостей (33%); просто отдыхают, расслабляются (24%); слушают музыку (число меломанов за последние два года увеличилось — с 18% до 24%); смотрят видео (14%); сидят в Интернете, играют в компьютерные игры (12%); занимаются дома своим хобби (рукоделием, фотографией, моделированием и др. — 11%). Значительно реже респонденты проводят досуг в общественных местах — гуляют на природе (15%); ходят в кино (8%); на дискотеки, в ночные клубы (6%); театры (6%); спортклубы, на тренировки (5%); в кафе, бары, рестораны (5%); церковь и на другие религиозные собрания (5%), на дополнительные занятия для получения образования, повышения квалификации (4%); на концерты (4%); в библиотеки (3%); музеи, на выставки, вернисажи (2%); в различные кружки, клубы по интересам (для занятий музыкой, танцами и т. п. — 1%).

Как часто респонденты выбираются из дома на какие-нибудь культурные или развлекательные мероприятия, на торжества? За один типичный месяц этого года 45% опрошенных сходили в гости к друзьям, родственникам; 31% респондентов сами принимали гостей; 9% посетили кинотеатр, 7% — развлекательный клуб, дискотеку; 4% — театр, 3% — библиотеку, по 1-2% — выставку, музей; концерт современной популярной или классической музыки. По сравнению с 2006 г. сократилось число тех, кто в течение месяца так никуда и не смог выбраться (с 44% до 33%); в основном за счёт роста доли тех, кто ходил в гости (с 37% до 45%).

Как проходит типичный выходной день в стране? В основном респонденты остаются дома, отдыхают (28%); занимаются домашними делами (27%). Реже ходят в гости, встречаются с друзьями (12%); работают (8%); гуляют по своему городу, посёлку (7%); занимаются детьми, семьёй (6%); садом, огородом, дачей (5%); посещают кино, театр, цирк (4%); делают покупки в магазине (3%). Ещё реже отмечают какое-нибудь торжественное событие — свадьбу, день рождения; отдыхают за городом на природе; занимаются спортом; болеют (по 1-2%); посещают другой город (менее 1%).

СФЕРА КУЛЬТУРЫ РФ В ЦИФРАХ

Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) летом 2006 года провел повторное исследование жизненных ценностей российского населения. Первый такой анализ был сделан Институтом социологии РАН в 1986 году.

Проведенное исследование показывает, что за прошедшие 20 лет сильно изменилась и система ценностей россиян, и их образ жизни.

Если раньше в иерархии жизненных ценностей на первом месте стояла семья, супружество (эту сторону жизни выбирали как одну из наиболее важных 60% опрошенных россиян  в 1986) и дети (55%), то сегодня универсальная ценность семьи и детей несколько упала, зато на первое место вышло материальное благополучие и бытовой комфорт (31% 20 лет назад и 55% в 2006 г.).

Мерилом общественного статуса, благополучия человека, его успеха в обществе в настоящее время является одно — материальное благополучие. Другие индикаторы социального положения человека в обществе потеряли существенную часть своей значимости.

Значение «уважения окружающих» упало с 27% до 17%, стремление быть полезным обществу – с 26% до 6%!.

Изменилось и представление людей о работе. Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ — материальных, социального статуса, общественного уважения, удовлетворения потребностей в самореализации, то сегодня работа воспринимается в большинстве своем как средство для одной, единственной и универсальной цели — материального благополучия.

Опираясь на данные исследований, приведенные выше, можно утверждать, что для большинства россиян неким идеалом, нравится это нам или нет, сегодня стало западное или даже глобальное потребительское общество.

Такое стремление довольно странным образом соотносится с фактом, выявленным исследователями Института социологии РАН: в качестве главных национальных ценностей россияне чаще всего называют свою особую духовность, нравственность, а также необходимость играть более заметную роль на международной арене. Все большее количество россиян считает, что наша страна идет своим собственным путем, а не следует по пути западных демократий. И это мнение не только маргинальных низов, но и средних слоев общества.

Решение вопроса о том, каков же путь России по отношению к европейской, западной традиции, невозможен без поиска ценностного «ядра» собственного российского цивилизационного пути. До сих пор поиски такой системы ценностей, которая бы явилась объединяющей для различных слоев нашего общества и была способна продуцировать национальную идею, не дали значимых результатов. В то же время, эта проблема сегодня является, пожалуй, одной из самых актуальных и острых. С уверенностью можно говорить о наличии адресованного отечественной науке социального заказа со стороны общества на поиск скорейшего решения этой проблемы.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРЫ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ (1 СЕНТЯБРЯ- 15 ОКТЯБРЯ 2008)

Федеральная исполнительная  власть, Президент

В.ПУТИН: «Сейчас, конечно, нужно бы побольше просветительских программ, особенно ориентированных на подрастающее поколение, на молодежь. Их все-таки маловато «.
В.ПУТИН: «Важно, чтобы взрослые программы соответствовали элементарным требованиям морали, нравственности. Здесь бывают тоже проблемы, поэтому наполнение эфира, контент очень важен. Особенно в связи с грядущим неизбежным переходом на цифру».
Гендиректор НТВ отметил, что главный прогресс, который российское телевидение проделало за последние годы, в том, что оно «слезло с западной иглы».  «Вы считаете, что это ваша заслуга? А может, просто зрителю обрыдло все это смотреть?» — спросил премьер В.Путин.
В.ПУТИН: Правительство РФ приняло решение «выделить значительные средства» на поддержку отечественного кинематографа.  «На эти цели будет выделено не менее 2 миллиардов рублей в год, а с 2010 года – не менее 4,3 миллиарда рублей». Премьер также предложил депутатам вместе подумать, каким образом повысить мотивацию россиян к здоровому образу жизни. Был затронут и вопрос о сохранности объектов культурного наследия. По мнению Путина, часть из них можно передать в руки частных инвесторов.
В.ПУТИН: «Мы не можем опять начать контролировать СМИ — и электронные, и печатные. Нужен госзаказ для телевидения, для театров, вузов. Это могло бы стать мощным влиянием государства в этой сфере», — сказал премьер на встрече с преподавателями и студентами в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. «Нельзя сказать, что руководители ведущих каналов не видят, что происходит с обществом. При всей критике в их адрес они люди ответственные. Многое им удается». Также он отметил необходимость участия интеллигенции и гражданских институтов в процессе образования и воспитания.   «В условиях коммунистической системы был важен партбилет. Тогда были универсальные принципы. Пока этот универсальный принцип мы не можем нащупать. Но им может стать патриотизм».
Д.МЕДВЕДЕВ: «Чтобы привить россиянам физическую культуру, нужна стратегия. Через 12 лет каждый второй россиянин должен приобщиться к спорту».
Д.МЕДВЕДЕВ: «С момента своего создания и по сей день «Детская литература» играет важную роль в просвещении подрастающего поколения, учит добру, справедливости и творчеству, помогает обрести твердые нравственные, эстетические и духовные ориентиры».  Глава государства процитировал слова Константина Паустовского, который, обращаясь к молодежи, говорил: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!».

«Единая Россия»

В.КОМИССАРОВ: «Будем бороться за облегчение налогового режима для индустрии, чтобы книги, в которых нуждается страна, а именно, детская литература, литература, воспитывающая уважение к Родине, все будем делать для того, чтобы стимулировать издание таких книг, включая через социальный заказ, гранты и другие механизмы». Потребность в нашей литературе очень велика, особенно среди русскоязычного населения ближнего зарубежья. Но также, по мнению депутатов, необходимо переводить наших авторов на иностранные языки и выходить на мировые рынки. Ведь сегодня о нашей стране люди за рубежом чаще всего судят по тенденциозным материалам прессы и книгам, многие из которых вышли с одной целью — дискредитировать Россию.
ИЛЬЯЗ МУСЛИМОВ (зам. председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция «Единая Россия»): «Надо делать все, чтобы мы могли конкурировать с современной ситуацией и предлагать действительно наших авторов, нашу литературу, наше искусство, историю, культуру и продвигать ее на запад».
В.ГОВОРУХИН: «Без  идеологии и воспитания кого мы вырастим?» «Государство, выделяя деньги на кинематограф, должно осуществлять нравственную цензуру продукции киноиндустрии». По  словам  парламентария,  большинство фильмов, которые выходят на экраны, не только не помогают воспитывать молодежь, а, скорее всего, «даже растлевают ее». «Получается, что эти деньги идут на растление молодежи». «Почему при советской власти был такой изумительный кинематограф? Ведь не только по политическим соображениям. Была нравственная цензура», -подчеркнул  он. Ни одно государство мира не живет без нравственной цензуры. «Только дикари».

На сайте «Единой России» отмечается, что Министерство культуры РФ распространило пресс-релиз, в котором говорится, что в 2010-2011 годах на развитие российского  кинематографа планируется выделить более 8,5 млрд рублей. Эти средства пойдут на поддержку производства и продвижения национальных фильмов. В частности, 1 млрд рублей предполагается выделить на реализацию крупных национальных  проектов, «пропагандирующих ценности правового демократического государства, способствующих развитию патриотизма, толерантности, бытовой культуры, установок на позитивное развитие страны (в том числе, фильмы для детей и юношества, картины исторической и военно-патриотической направленности)».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *