67
Credit Line ©

Аспекты решения о внедрении праймериз

Они зародились в начале XX века на волне так называемого «Прогрессивного движения» в США, когда широкие массы потребовали своего непосредственного участия в принятии решений по управлению государством.

После введения праймериз ситуация изменилась. Вот уже сто лет в Америке проходит, по сути дела, не одна, а две избирательных кампании на всех основных выборах – будь то президентские, сенаторские или губернаторские. Любой политик, стремящийся быть избранным на какую-либо должность, сначала должен завоевать доверие и поддержку своей партии. При-чем, не путем решения пленумов ЦК, не благодаря связям с сильными мира сего, а через выраженное избирателями мнение.

Данная практика добралась до Европы и постепенно находит сторонников среди российских элит. В связи с последними тенденциями, «Единая Россия» намерена сделать предварительные внутрипартийные выборы («праймериз») обязательными для всех своих кандидатов. То есть все кандидатуры, выдвигающиеся партией «Единая Россия», будут проходить данную про-цедуру. Это поможет партии создать внутреннюю регламентированную процедуру конкуренции, позволяющую выдвигать наиболее сильных кандидатов.

Соответствующее решение было принято Бюро Высшего Совета партии, которое рекомендовало Президиуму Генсовета «Единой России» сделать праймериз «неотъемлемой частью» выборов всех уровней, в том числе муниципальных. Как отметил Секретарь Президиума Генсовета В.Володин, если ранее праймериз редко проводились в муниципалитетах, то теперь «муни-ципальный уровень будет задействован повсеместно».

Предварительные выборы обладают существенным набором положительных функций:

• Праймериз позволят закрепить лояльность элит
Ограниченное число проходных мест в списках одной партии вынуждает элиты искать проходное место в любой партии. В случае проведения праймериз за полгода до выборов элиты вынуждены будут определиться со своей партийной аффилированностью, вложиться в кампанию финансово, и будут включены в пролонгированную избирательную кампанию.

• Праймериз позволяют стабилизировать партийную систему
Распространено мнение, что праймериз не могут проходить в ситуации неустойчивого, плавающего электората с большой долей не определившихся избирателей. Но, к примеру, в США именно праймериз сформировали массового избирателя. Привлечение к участию в выдвижении кандидатов широких слоев позволило на долгое время преодолеть апатию и пассивность электората. Желание участвовать в выдвижении кандидатов при обязательной регистрации заставило большинство американских граждан определиться с партийными пристрастиями. А дополнительные ограничения на изменение партийных предпочтений – необходимость за год решить, что ты будешь голосовать за другую партию, и официально заявить об этом – лишь усилили этот эффект.

• Праймериз позволяют сформировать лояльность избирателей, членов и активистов партии, расширяют электо-ральную базу партии
Лояльность собственных избирателей, сторонников и членов партии достигается за счет внимания к их мнению, привлечения к широкому участию в определении политики партии. Членство в партии приобретает вполне конкретное позитивное значение. Расширение электоральной базы достигается с помощью полузакрытых праймериз, к участию в которых привлекаются не только члены партии, но и не определившиеся со своими партийными предпочтениями. Высказав свое мнение в ходе праймериз, они, скорее всего, будут голосовать за поддержанных ими кандидатов и на самих выборах.

• Праймериз позволяют расширить границы избирательной кампании
Праймериз проходят непосредственно перед избирательной кампанией и включают в себя те же процессы и процедуры. Агитация за кандидатов, сбор подписей под инициативами, представление программ, кампании «от двери к двери», сбор по-жертвований и т.д. – все это входит в программу праймериз. При этом финансирование не должно проходить через избирательный фонд, регулироваться избирательной комиссией и, как правило, осуществляется самими кандидатами.

• Праймериз позволяет ввести внутрипартийную конкуренцию
Очень важным свойством первичных выборов также является повышение конкурентной борьбы внутри самой политиче-ской партии. Подобная практика мотивирует членов партии активнее включаться в происходящие процессы, постоянно повы-шать свою компетенцию и тщательнее работать с электоральным ресурсом.

• Праймериз позволяют сформировать повестку дня на всю кампанию
Так как праймериз на практике обладают всеми содержательными характеристиками избирательной кампании: за время их проведения формируется повестка дня страны, выявляются основные темы и проблемы, волнующие избирателей и стано-вящиеся, что самое важное, основным критерием выбора. На праймериз побеждают те кандидаты, которые наиболее точно со-ответствуют интересам и чаяниям избирателей, наиболее эффективно «отрабатывают» повестку дня.

Однако все эти функции применимы для современной российской политической системы лишь на федеральном и регио-нальном уровнях (максимум – столичные города), поэтому решение Бюро Высшего Совета партии о повсеместном задейство-вании муниципального уровня является, возможно, преждевременным. Так, на региональном уровне существует конкуренция, и кандидаты отбираются на основе комплекса таких факторов, как политический вес, работа с избирателями, качество принимаемых решений, хороший штаб и сильная команда. Особенностью же выдвижения кандидатов на муниципальном уровне будет являться такое основание, как контроль над членами партийной первичной организации. Поэтому в небольших муниципальных образованиях партии будут выдвигать кандидатов, в основном контролирующих местную власть в любом ее проявлении и вне зависимости от результатов ее деятельности и поддержки населением. А по смыслу организации праймериз — кандидатом должен становиться наиболее электорально сильный представитель партии.

Важным фактором является количество членов партии в конкретном регионе. В ситуации, когда на 10000 человек избирателей окажется лишь 40-50 партийцев, проведение праймериз в их первоначальном виде опять же будет совершенно нецелесообразным.

Кроме того, первичные выборы в малых территориальных образованиях бессмысленны ещё и с точки зрения их слабого контроля. Велика вероятность фальсификации и прочих недемократических процедур. В результате падает качество работы и, как следствие, общее доверие к партии.

Именно поэтому и в США, и в Европе организация праймериз на маленьких территориях не проводится или проводится, но совершенно в другом формате. Там создаются специальные электоральные экспертные группы в помощь партийцам, кото-рые следят за кандидатами и выносят вердикт в отношении поддержки того или иного кандидата.

Поэтому внедрение праймериз в политическую практику на уровне муниципальных образований целесообразно или не в полном объеме, или в измененной процедуре.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *