76
Credit Line ©

Евразийский Союз: правила игры для бизнеса и капитала

Г.А. Воронченкова, к.эк.н, директор АНО «Национальный институт развития современной идеологии»

Региональная интеграция является одним из ключевых факторов, определяющих генеральное направление развития современного мира. Она способствует созданию более крупных рынков для национальных производителей и потребителей, росту экономики благодаря сокращению барьеров на пути перемещения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, обеспечивает устойчивое развитие социальной сферы и, в конечном счёте, улучшает уровень жизни граждан интегрирующихся государств.

Евразийский Союз из идеи постепенно превращается в реализуемый экономический и геополитический проект. Запланировано, что на полноценный режим работы ЕЭП выйдет с 1 января 2016 года.

За прошедшее время, прошло много обсуждений, которые зафиксировали ряд проблемных точек, которые необходимо решить для дальнейшего планомерного взаимовыгодного сотрудничества, а именно:

  • отсутствие у бизнес-сообщества понимания новых технологий принятия решений в рамках Наднациональных органов, а также механизма распределения полномочий между национальными и наднациональными органами и согласования решений между национальными правительствами;
  • необходимость выстраивания новых прямых каналов информационного обмена;
  • отсутствие горизонта планирования (невозможность долгосрочного планирования);
  • вопросы взаимодействия бизнеса с наднациональными и национальными регуляторами в ходе работы по подготовке нормативно-правовых и распорядительных документов, затрагивающих интересы бизнеса;
  • необходимость снижения административных барьеров для бизнеса;
  • вопросы конкуренции на едином евразийском рынке;
  • издержки институциональной конкуренции (чрезмерной конкуренции бюрократий трех стран за создание лучших условий для бизнеса).

Но при этом не стоит забывать:

хотя страны постсоветского пространства имеют ряд характерных особенностей, обусловленных как общей историей, устойчивыми хозяйственными взаимосвязями, так и сложившимся характером межгосударственных отношений за 20 лет жизни порознь, двигаясь с разными скоростями, государства, которые вошли в Евразийский Союз (Россия, Казахстан и Беларусь) в настоящее время в социально-гуманитарном плане стали отличатся друг от друга даже больше, чем новые и старые члены Европейского Cоюза.

Для полноценного взаимодействия, ведения согласованной экономической и последовательной внешней политики нынешним и будущим членам Евразийского Союза вопросы социальной интеграции важны не меньше, чем интеграция экономическая.

Да, безусловно, Одновременно с укреплением экономических взаимосвязей, переходом к общему рынку наши страны уже начали предпринимать меры по созданию единого социального пространства, которое включает: свободное перемещение граждан и функционирование общего рынка труда; использование системы согласованных социальных стандартов и индикаторов; гармонизацию систем социального страхования; основанное на согласованных принципах и подходах пенсионное обеспечение граждан; создание общего образовательного пространства; доступность медицинских услуг и лекарственной помощи;  формирование благоприятной окружающей среды; единое пространство для межгосударственных и межнациональных культурных контактов.  Трудовые мигранты из стран-членов ЕЭП смогут пользоваться определенными социальными гарантиями и их права будут защищены.

Но я хотела бы поднять вопрос не только о согласовании законодательной базы, направленном на создание единых социальных стандартов в государствах-членах (хотя это и немаловажно), но и о большом пакете интеграционных социальных проектов, учитывающих, что:

Евроазиатский Союз должен сделать то, что сделал Запад: формализовать, институционализировать собственные культурно-исторические традиции, ценностные ориентиры, опыт взаимодействия государства и общества. Должно быть устранено явное противоречие между курсом на «экономизацию» межгосударственных отношений в рамках Союза и призывами помнить общее культурно-историческое прошлое, общие корни и т.д. «Экономизация» и «прагматизация» отношений исключает обращение к колоссальному общему массиву культурно-исторического опыта.

При этом необходимо учитывать, что, не смотря на решение политического руководства трех государств о запуске процесса интеграции, на общественном уровне существуют разные точки зрения на этот процесс. И если у экономической интеграции почти нет противников, то остальные грани этого процесса подвергаются активной критике, пожалуй, повсюду, кроме России. А значит как Европейскому Союзу пришлось преодолеть евроскептицизм, так и Евразийского Союзу предстоит преодолеть аналогичный евразоскептицизм.

С целью преодоления видимых и будущих разногласий и для организации полноценного (не только на уровне политических лидеров и крупного бизнеса) взаимодействия необходимо принять своеобразную «дорожную карту» социально-гуманитарного сотрудничества государств-членов Евразийского Союза и государств-кандидатов, которая должна в себя включать:

  1. Пакет законодательных актов, уравнивающих социальные и прочие гуманитарные права граждан всех государств Евроазиатского Союза.
  2. Программу развития межгосударственной медиасети (ТВ, радио, печатные СМИ, интернет), включающей как действующие СМИ, так и вновь созданные, работа которой должна быть направлена на пропаганду идей евроазиатской интеграции.
  3. Программу развития «народной дипломатии», включающую в себя как взаимодействие в рамках обмена опытом госорганов (министерств и ведомств) разных государств, так и собственно перечень направлений работы неправительственных организаций, которая будет подкрепляться грантами из общего межгосударственного фонда.
  4. Программу развития взаимного межстранового и внутреннего туризма в странах-членах Евроазиатского Союза.
  5. Программу культурного сотрудничества.
  6. Программу научного сотрудничества.
  7. Программу отраслевого сотрудничества в социальной сфере (минздравы, минобразования и пр. министерства и ведомства), целью которого бы являлось сближение социальных стандартов в разных государствах.
  8. Программу создания надгосударственных контролирующих и судебных органов, защищающих права граждан, решения которых были бы обязательны для госорганов всех стран-членов Евроазиатского Союза.

Вышеперечисленные программы должны в конечном итоге преследовать общую цель.

Целью будущего Евразийского Союза должно стать не просто восстановление единого экономического пространства, а, в том числе, и установление новых смыслов существования в новом геополитическом объединении и общих ценностях.

При этом речь не идет об отказе от национальной идентичности. Евразийская наднациональная и надгосударственная идентичность должна учитывать местные особенности, тем самым объединяя, а не разделяя.

Нам есть на что опираться. Наш Исторический опыт в этом смысле является уникальным. Принцип «жить вместе, оставаясь разными» был основным при формировании общей государственности народов, населяющих территорию Российской империи. Именно этот принцип межнациональных и межконфессиональных отношений был фундаментом, на котором держалась Российская империя. От него поначалу отказались большевики, которые, как и нынешние глобалисты, мечтали о мировом господстве. Однако уже в 70-х годах прошлого века этот принцип в некоторой степени восстановился (вспомним Кавказ, Прибалтику и Среднюю Азию того периода: это было одно государство — СССР, но с разными местными традициями, которые, признаемся, выражались в конечном счете и в разных экономических укладах). На новом витке истории с учетом современных реалий мы могли бы вернуться к этой идее человеческого общежития в рамках Союза государств.

Ссылки на используемые источники содержатся в прикрепленных материалах
Доклад был представлен на III БИЗНЕС-ФОРУМЕ «Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки»

Круглый стол «Евразийский Союз: правила игры для бизнеса и капитала»
5 июля  2012 г.
г. Москва ГК «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *