70
Credit Line ©

Россия 2011: что ожидает нас в наступившем году

Мы выделили основные события, наиболее важные темы и самые заметные тенденции в таких сферах, как внутренняя и внешняя политика, экономика и общественная жизнь. Это не прогноз в чистом виде и не стремление предсказать будущее, поскольку почти все, что получило отражение в предлагаемом тексте либо имеет характер официально запланированных событий, либо является мнением тех или иных экспертов. Представленная в настоящем документе информация отобрана в результате обзора открытых источников и не претендует на полноту отражения всех без исключения важных для страны событий, ожидаемых в 2011 г. Скорее, это расстановка акцентов и выделение наиболее заметных трендов. А также возможность предоставить вам, нашим читателям, материал для размышления и собственных выводов.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1. ГЛАВНАЯ ТЕМА: НОВАЯ ГОСДУМА И СТАРТ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ-2012

Начало 2011 года знаменует собой старт «марафонского» парламентско-президентского предвыборного забега: на декабрь текущего года назначены парламентские выборы, весной следующего должны состояться президентские.

Как заявил первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, на предстоящих парламентских и президентских выборах должна победить правящая власть. «У нас долгосрочные цели, и мы не собираемся менять их каждый день. У нас те же союзники и те же противники. Мы поэтапно выполняем наш план — «Стратегию 2020». И чтобы завершить эту работу, нам нужна победа на выборах. Выборы должны выиграть Медведев, Путин и «Единая Россия»», — отметил Сурков на встрече с представителями молодежных организаций в конце прошлого года.

Действительно, сегодня большинство политологов сходятся во мнении, что «Единая Россия» в целом сохранит за собой лидерство, а соотношение сил в новом парламенте не претерпит значительных изменений.

Алексей Мухин, директор Центра политической информации: «Единороссы, судя по их настрою, планируют создать в Госдуме не просто большую, а гигантскую фракцию. В качестве своего спарринг-партнера они готовы рассматривать только КПРФ, да и то при условии, что ее представительство будет падать. Что же касается «эсеров» и ЛДПР, то эти партии находятся в зоне риска, поскольку в последние четыре года не смогли предложить избирателям ничего нового. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов даже умудрился поссориться с влиятельными представителями российского истеблишмента, а новых кураторов в Кремле взамен не нашел. В новой Думе будут также представлены «партии приставных стульчиков». Если помните, Дмитрий Медведев выразил желание видеть в парламенте более четырех партий, и расширение, очевидно, произойдет за счет либералов – «Правого дела» или «Яблока». Но я не думаю, что они сумеют порадовать нас чем-то еще, кроме права голоса».

Леонид Радзиховский, публицист: «Соотношение сил в Госдуме в корне не изменится. Скорее всего, квота «единороссов» сократится, но они все равно наберут более 50 процентов. Да, популярность «Единой России» тает на глазах. Но ведь то же самое говорили и в 2007 году! Почему тогда «ЕР» празднует триумф за триумфом? Ответ очевиден – на выборы ходят только их сторонники, тогда как противники, не видя на горизонте достойных партий, остаются дома. Дело же не только во вбросах бюллетеней, а в нежелании общества бороться против фальсификаций. Но если люди сидят на попе ровно, значит, их все устраивает».

Михаил Делягин, глава Института проблем глобализации: «Результаты выборов в Госдуму будут решаться на самом верху. Граждане на их итог повлиять не смогут. Скорее всего, все пройдет тихо и мирно, а нынешний расклад в парламенте сохранится».

Относительно перспектив, связанных с президентской кампанией, круг вопросов несколько иной. Сохранится ли единство правящего тандема или во властном дуэте произойдет раскол? Усугубится ли конфликт в политической элите России? Решится ли к концу года, кто пойдет на президентские выборы в 2012 году – Владимир Путин или Дмитрий Медведев? В ответах на эти вопросы эксперты уже не столь единодушны.

Алексей Мухин, директор Центра политической информации: «Тандем сохранит свою дееспособность, хотя на Дмитрия Медведева будут оказывать повышенное давление с тем, чтобы он бросил вызов своему напарнику. Особенно сильно будут давить извне – из США. Но я думаю, что президент не меньше премьера заинтересован в сохранении властного дуэта. Все-таки Медведев – политик молодой, он может еще подождать своей очереди. Сейчас для него важно сохранить о себе память как об удачливом президенте, ведь крупных ошибок он пока не совершал. К тому же народную мудрость «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» еще никто не отменял. Дмитрий Медведев прекрасно осознает: полезь он на рожон – бунт на корабле подавят самым беспощадным образом. Что же касается конфликта внутри российской элиты, то не стоит забывать: в 2011 году ожидается масштабная приватизация крупных кусков собственности, а экономические конфликты, в отличие от политических, обычно идут скрыто».

Леонид Радзиховский, публицист: «Вопрос о власти решен уже давно. На выборы пойдет Владимир Путин, если, конечно, этого захочет. Никакого раскола в российской элите лично я не усматриваю. Конечно, бурная имитация противоречий продолжится и в 2011-м, но по поводу «конфликта в тандеме» лучше всех высказался сам Дмитрий Медведев: «У меня с Путиным стилистические разногласия». Я, например, прекрасно понимаю, что такое «группа Путина». Зато никакой «группы Медведева» я в упор не вижу. Скажите на милость, кто в нее входит? Так, десяток журналистов, экспертов и примкнувший к ним Обама. Но разве Обама может так уж повлиять на нашу политику? Сомневаюсь!».

Михаил Делягин, глава Института проблем глобализации: «Раскол в тандеме – давно свершившийся факт. Вопрос о власти, скорее всего, решится уже к лету этого года. И не исключено, что решится не «по-хорошему», а «по-плохому». Но борьба между властными группировками настолько непрозрачна, что делать какие-либо прогнозы – бессмысленно. Помните, у Черчилля была фраза: «Схватка бульдогов под ковром»? Она наиболее точно характеризует ситуацию в нашей элите за одним существенным исключением: если бульдогов еще видно под ковром, то тараканов, извините, нет».

Со стороны так называемой «несистемной» оппозиции звучат и более категоричные заявления. В частности, говорится о том, что приближающиеся выборы 2011—2012 годов будут играть роль, противоположную той, которую от них ожидает власть, — они станут элементом делегитимации власти. При этом, если Путин будет баллотироваться на президентский пост, он тем самым даст новый толчок этому процессу. Медведев либо кто-либо «третий» в качестве кандидата правящей корпорации вызовут прилив новых надежд на перемены.

Так или иначе, но, по мнению экспертов, выборная кампания де-факто уже началась, а все происходящее сейчас трактуется в ряде СМИ как ее элементы. Поэтому все, что хотят сказать будущие кандидаты в президенты, должно быть сказано в 2011 году.

Пытаясь уже сегодня предсказать политическую повестку дня, связанную с выборами, эксперты отмечают, что исходя из трендов 2010 года, эта повестка должна быть более содержательной, чем в 2007 году, более предметной, показывающей поляризацию политических позиций.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии: «…Главный вопрос 2011 года — как тренд на повышение гражданской активности и на коммуникацию государства с протестными слоями скажется на предвыборной кампании. Сумеют ли те, кто будут представлять государство и действующую власть в этой предвыборной кампании, то есть «Единая Россия», а затем кандидат от системы власти в президенты, — смогут ли эти силы выстроить свою политическую повестку на основе учета тех проблем, которые волнуют активные слои населения».

Напомним также, что на этот раз, в соответствии с недавними изменениями Конституции, парламент и президент будут избираться на более длительные сроки: Госдума — на пять лет, президент — на шесть. Иными словами, после 2011-2012 годов следующий электоральный сезон наступит только через пять лет. По мнению экспертов, это может стать причиной значительного повышения политической активности в нынешнем предвыборном сезоне.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА

11 декабря 2010 года в центре Москвы произошли массовые беспорядки. На Манежной площади в память об убитом уроженцами Дагестана московском футбольном фанате Егоре Свиридове собралось более 5 000 человек. Демонстрация началась со скандирования националистических лозунгов, а завершилась погромом, в результате чего пострадали более 30 человек. Президент России Дмитрий Медведев написал в своем Twitter, что «в стране и в Москве» все под контролем, и пообещал «разобраться со всеми, кто гадил» на Манежной площади. Однако, что характерно, ни сам Дмитрий Медведев в ходе подведения «Итогов года с президентом России» (24 декабря 2010), ни Владимир Путин в рамках четырехчасового прямого эфира «Разговор с Владимиром Путиным» (16 декабря 2010) не были готовы высказаться развернуто по теме погромов на Манежной площади в  частности и по национальному вопросу в целом. Эти темы ими деликатно обходились, а ответы главы государства и Премьер-министра на поставленные напрямую вопросы отличались лаконичностью. А ведь события на Манежной площади в Москве подняли вопрос о новой волне национализма и продемонстрировали готовность молодых людей заявлять о себе в максимально радикальной форме.

Резкая актуализация национальной проблемы, вероятно, найдет свое отражение и в предвыборных программах политических партий. В связи с чем, важно найти ответ на вопрос, какие шаги необходимо предпринять власти, чтобы последствия событий на Манежной площади не повлияли на желаемые итоги выборов в Государственную Думу-2011 и президентских выборов-2012.

Период относительной стабильности в национальной вопросе подошел к концу, и после 11 декабря Москва и вся остальная страна живет уже в несколько другой реальности. Ключевой социальной силой это новой реальности будет «постсоветское поколение». А значит необходимо вплотную заняться выработкой механизмов налаживания диалога между властью и поколением, рожденным и выросшим уже в «новой России».

Необходимо отдавать себе отчет в том, что волнения на почве национализма в столице могут негативным образом сказаться и на положение дел в национальных республиках — что является крайне нежелательным из-за сложности и высокого уровня конфликтогенности регионов, ныне входящих в состав Южного Федерального Округа. Дальнейшая актуализация национального вопроса может привести к необходимости кардинального пересмотра определенных элементов региональной политики государства, а также политики в сфере внутренних миграций. Так как под угрозой в перспективе может оказаться поддержание территориальной целостности государства.

Кроме того, сегодня национальный вопрос встает в еще одной сфере — трудовой внешней миграции. На протяжении последних 2-3 лет все чаще стала обсуждаться тема роста преступности и национальной нетерпимости на почве масштабной нелегальной миграции в Россию (преимущественно, в столицу) граждан государств Центральной Азии. Не исключено, что по прошествии года или двух эта тема станет конкурировать в вопросах актуальности с обсуждаемой выше проблемой. Огрехи миграционной политики могут на фоне общих трансформаций в сфере межнациональной солидарности, прослеживающихся особенно явно в последние месяцы, повлечь не менее неприятные последствия, чем события 11 декабря на Манежной площади.

3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Полиция и Следственный комитет

Вероятно, одной из самых обсуждаемых тем наступающего года в России станет продолжение реформы органов внутренних дел. В рамках преобразований в 2010 году был разработан законопроект «О полиции», который, как ожидается, вступит в силу 1 марта 2011 года. Этот законопроект — впервые в истории страны — был вынесен на обсуждение общественности в интернете, и некоторые из высказанных гражданами предложений внесли в проект закона, поступивший затем в Госдуму.

Реформа милиции была инициирована президентом после ряда резонансных происшествий с участием сотрудников правоохранительных органов, самым громким из которых стал расстрел посетителей супермаркета в Москве, за которое пожизненный срок получил начальник ОВД «Царицыно» майор милиции Денис Евсюков.

В ходе реформирования органов внутренних дел российская милиция сменит название на полицию, избавится от избыточных функций, а число сотрудников МВД до 1 января 2012 года будет сокращено на 20%. В рамках реформы также предусмотрена ротация руководства МВД. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заверил, что в полицию войдут только лучшие из лучших. К кандидатам будут предъявляться повышенные требования.

Однако до сих пор не ясна судьба сокращенных милиционеров, смутно представляется повышение уровня отбора кандидатов в ряды преобразованной структуры. Возможно ли вообще проведение подобной реформы с учетом сегодняшних реалий: низкий уровень заработной платы; коррупция в МВД, потеря уважения к органам внутренних дел среди населения?

Реформа в 2011 году коснется и Следственного комитета при прокуратуре. Его планируется выделить в самостоятельное ведомство, оно займется наиболее сложными преступлениями, расследование которых сейчас распределено между четырьмя структурами — СКП, а также следствием МВД, ФСБ и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков.

17 января 2011 года вступил в силу Закон «О Следственном комитете РФ». Вместе с ним вступают в действие и два сопутствующих закона, которые вносят изменения в ряд законодательных актов и федеральных конституционных законов в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия.

Данные законодательные акты направлены на разграничение функций прокурорского надзора и предварительного следствия и создание самостоятельного госоргана — Следственного комитета РФ (СК).

Определяется, что СК является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с законодательством РФ.

Президент РФ руководит деятельностью СК, утверждает положение о нем, устанавливает его штатную численность. Определены задачи СК, принципы и организация деятельности, порядок прохождения службы, правовое положение, материальное и соцобеспечение работников, особенности организации военных следственных органов, а также финансовое и материально-техническое обеспечение.

Главой СК РФ является его председатель, который назначается на должность и освобождается от нее президентом РФ.

Продолжение реформы Вооруженных сил

Когда генерал-фельдмаршал Милютин принес императору свой план военной реформы, Александр II несколько часов мучил военного министра вопросами «на засыпку». А когда получил все ответы, сказал Милютину: «А вот теперь идите и расскажите о своих планах всей России. Когда я узнаю, что думают о ваших планах знающие люди, тогда и буду утверждать план реформы». О том, кем готовилась и как получила одобрение нынешняя военная реформа, мало кто знает…

Так или иначе, в 2011 году будет продолжен процесс «гуманизации Вооруженных сил». В первую очередь он коснется призыва на срочную службу. Среди уже принятых мер и такие революционные, как переход к одногодичному сроку службы в армии. Также сейчас прорабатывается вопрос о введении для срочников пятидневной недели с двумя выходными. Вводится система аутсорсинга на все виды работ, не связанные с военной подготовкой. Кроме того, Минобороны решило, что теперь солдаты будут проходить срочную службу неподалеку от дома.

Российская армия после реформирования должна быть готова победить в любом военном конфликте максимум за две недели, сообщил член общественного совета при Минобороны РФ, руководитель Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов.

Продолжится и оснащение армии современным вооружением. Так, новая морская баллистическая ракета «Булава», возможно, будет принята на вооружение ВМФ в 2011 году, но при условии, что все ее испытания пройдут успешно. С 7 по 29 октября 2010 года состоялись 13-й и 14-й по счету пуски «Булавы», которые были признаны удачными.

2011-й — год военных учений. Их количество серьезно увеличится на всех армейских уровнях. Будет активизировано международное сотрудничество в этой области — Россия проведет совместные учения с Китаем, Индией, Францией, странами ОДКБ (причем как коллективные, так и двусторонние — например, с Белоруссией).

Вместе с тем, у военной реформы много и противников, и заступников (в основном оставшихся на должностях в центральном аппарате Минобороны). Эксперты расходятся во мнениях относительно того, насколько реформированная российская армия сможет быть эффективной в современных военных конфликтах. Как военнослужащий, прослуживший 1 год, сможет профессионально выполнять свои обязанности при возникновении глобального конфликта? Предполагалось, что в основной своей массе в рядах Вооруженных сил будут проходить службу контрактники, но сегодня очевидно, что эта инициатива захлебнулось, т.к. не хватило денег ни на жилье, ни на более-менее достойную зарплату контрактникам. Не смотря на переход Вооруженных сил на трехзвенную систему, в Военных ВУЗах продолжается обучение по старым учебникам и уставам. К сожалению, это далеко не полный список проблемных вопросов. Между тем, кадровые сокращения и продажа имущества Минобороны продолжается…

4. ДРУГИЕ ТЕМЫ

Вступление в силу закона о бюджетных учреждениях

1 января 2011 года вступил в силу закон о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Документ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предлагает разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные.

Закон изменяет правовое положение и финансирование бюджетных организаций. Суть предлагаемой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся экономически самостоятельными, но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме.

С вступлением в силу данного документа, у школ, вузов, больниц, поликлиник, музеев и библиотек появится выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа, либо казенных. Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право заниматься коммерцией, то есть оказывать платные услуги. Всего под действие закона попадут 328 тыс. бюджетных организаций, 25 тыс. из которых — федеральные, свыше 300 тыс. — региональные и муниципальные.

Специалисты опасаются, что последствием этих нововведений может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения.

Антитеррористический закон

Ожидается, что в 2011 году в России начнет действовать новый закон об уровнях террористической опасности. Поправки в закон «О противодействии терроризму» предусматривают три уровня угрозы: повышенный («синий»), высокий («желтый») и критический («красный»). Похожая система существует во многих странах Запада. Определять порядок установления уровней террористической опасности и содержание мер безопасности будет президент.

Первые два уровня («синий» и «желтый»), в основном, касаются мероприятий, которые проводят сотрудники спецслужб и милиции. «Синий» (повышенный) вводится в случае поступления оперативной информации о готовящемся теракте, а «желтый» — если подтвердилась информация о готовящемся теракте, но место и время неизвестно.

Критический («красный») уровень террористической опасности вводится, если локализовано место и время теракта или он уже произошел. В этом случае вводится режим контртеррористической операции, а это значит, что вступают в силу ограничительные меры, прописанные в законе о противодействии терроризму, — контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, выборочный досмотр, проверка документов, и, может быть, даже беспрепятственное проникновение в помещение.

По заявлению советника председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрея Пржездомского, законопроект никак не ограничит права и свободы граждан.

Очевидно, что данная шкала предназначена в первую очередь для населения, так как у спецслужб уже есть своя внутренняя схема действий при появлении любых террористических угроз. Насколько эффективна шкала угроз для повышения бдительности и в конечном счете для предотвращения терактов, вопрос открытый. Например, перед терактами 2005 года в Лондоне степень угрозы была понижена. Кроме того, опыт показал, что повышение уровня угрозы лишь увеличивает нервозность населения. Обычные люди, не обученные распознавать опасные поведенческие признаки, склонны видеть их у каждого, кто выглядит или ведет себя «не так». Это, естественно, приводит к росту подозрительности и ксенофобии. В то же время спецслужбы оказываются завалены огромным количеством информационного мусора, на который они обязаны реагировать.

Ужесточение контроля в алкогольной сфере

12 января 2011 года в Госдуму внесен подготовленный Правительством РФ законопроект о внесении поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который, в частности, предусматривает отнесение пива к алкогольным напиткам.

Документ подготовлен в соответствии с рядом поручений Президента РФ и главы Правительства РФ, концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года, и другими документами. Он направлен в комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству.

Согласно пояснительно записке, законопроект предлагает закрепить в законодательстве РФ понятие «пиво» как алкогольной продукции и ввести запрет на его продажу в ночное время.

Законопроект также предлагает ввести лицензирование перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции.

Кроме того, предусматривается унификация форм деклараций о розничной продаже алкогольной продукции с декларациями о производстве и обороте алкогольной продукции. Такая унификация позволит сопоставлять данные производителей об отгрузках алкогольной продукции с данными оптовых и розничных организаций и таким образом выявлять недостоверные сведения о движении алкогольной продукции, бороться с ее нелегальным оборотом, считают авторы законопроекта.

Законопроект вводит единое лицензирование розничной продажи алкогольной продукции во всех субъектах Федерации. При этом органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления будут не вправе принимать акты, а также осуществлять другие действия, которые приводят к ограничению доступа на рынок региона алкогольной продукции, произведенной в других субъектах РФ.

Предусмотрено также введение внесудебного порядка аннулирования лицензий и ряд других мер, способствующих наведению порядка на алкогольном рынке страны и снижению потребления алкоголя.

Ограничивается и реклама пива: на нее предлагается распространить те же требования, что и на рекламу крепкого алкоголя и вина. Это заставит и рекламные агентства, и рекламодателей повысить затраты на поиск дополнительных источников продвижения продукции.

Предполагается, что законопроект вступит в силу со дня его официального опубликования. Отдельные положения вступят в силу с 1 июля 2011 года, поскольку для их реализации требуется издание подзаконных актов.

Вступление в силу закона об обязательном медицинском страховании

В России с 1 января 2011 года вступил в силу закон «Об обязательном медицинском страховании». Теперь гражданин самостоятельно имеет право выбрать как страховую медицинскую организацию, так и медицинское учреждение и лечащего врача. До вступления в силу нового закона страховщика по ОМС для работающих граждан выбирал работодатель, а для неработающих — орган исполнительной власти. Стоит отметить, что поменять страховщика гражданин может раз в год.

Выдавать полисы нового образца в РФ начнут только с 1 мая 2011 года. Однако утверждается, что россиянам не нужно в срочном порядке выстраиваться в очередь на замену полиса: прежние документы будут действительны вплоть до окончания срока их действия.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

1. ВТО: МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ

Наиболее глобальным ожидаемым событием 2011 года для России является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), куда она пытается попасть уже 17 лет. Договоры о присоединении России к ВТО, длящиеся с 1994 г., завершились 7 декабря 2010 г. в ходе саммита Россия — ЕС, подписанием Меморандума о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО. Российскую сторону представляла глава Минэкономразвития Э. Набиуллина. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения с 2011 г., а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

Таким образом, Россия приняла на себя юридические обязательства в отсутствии чётких гарантий по поводу вступления в ВТО. Не был решён и вопрос об отмене визового режима между Россией и странами ЕС. Также в настоящее время юридически исключается предложенное В.Путиным летом 2009 г. коллегиальное вступление Таможенного союза в ВТО (выгодное России с экономической точки зрения). Впрочем, президент РФ не переживает по этому поводу. Так, 7 декабря 2010 г., по итогам переговоров Россия – ЕС, Д. Медведев заявил: «Союзов может быть много, а ВТО у нас одна».

13-й раунд переговоров Россия — ЕС запланирован на начало февраля 2011 г. Правительство России и руководство ВТО заявили, что вступление РФ в организацию намечено на первую половину 2011 г.

По поводу влияния членства в ВТО на российскую экономику единого мнения нет — одни ждут «золотого дождя», другие предрекают кризис высокотехнологичным отраслям, опирающимся сейчас на господдержку. Россия оговорила долгие переходные периоды для основных отраслей и секторов промышленности, однако чиновники констатируют, что меры защиты авто- и авиапрома все же придется пересмотреть.

2. АЭС В БУШЕРЕ

Предполагается, что иранская АЭС в Бушере, строительство которой по инициативе шаха Мохаммада Резы Пехлеви начал в 1974 году немецкий концерн, а продолжила российская компания, будет полностью подключена к энергосети в январе 2011 года.

Как заявляет иранская сторона, реактор атомной станции начал функционировать, однако для полного подключения к энергосистеме требуется ряд завершающих испытаний. Российская сторона также подтвердила, что АЭС «Бушер» будет в ближайшее время подключена к энергосети. Несмотря на то, что проект практически закончен, российские специалисты будут работать в Бушере еще в течение двух лет после запуска АЭС.

Новый этап в работе АЭС начнется на фоне возобновившихся контактов между Тегераном и международным сообществом. В декабре после почти годичной паузы в Женеве состоялся очередной раунд переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия). И хотя по главной теме — урегулированию иранской ядерной проблемы — продвинуться не удалось, уже в самом факте встречи наблюдатели увидели позитив. Следующий раунд переговоров планируется провести в Стамбуле в конце января 2011 года.

Напомним, что запуск бушерской АЭС неоднократно откладывался. В частности, 12 мая 2010 года глава «Росатома» С. Кириенко называл в качестве плановой даты конец лета 2010 года. Не исключено, что ситуация может повториться вновь. А учитывая общий контекст «перезагрузки» российско-американских отношений, вероятность отсрочки запуска представляется реалистичной.

Учитывая то, что западное общество и, прежде всего, США склонны к политизации иранской ядерной программы, можно предположить, что если запуск АЭС всё же состоится, и Иран, и Россию ожидает как минимум волна недружественной риторики.

3. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ДЕБ (ДОГОВОРУ О ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

Впервые тему создания коллективной европейской безопасности Д.Медведев предложил в июне 2008 г. Тогда, несмотря на заинтересованность некоторых европейских стран, США высказались против нового соглашения, заявив, что существующих международных правовых договорённостей более чем достаточно. В ноябре 2010 г., в ходе лиссабонского саммита НАТО, представители североатлантического альянса и президент США изменили свою точку зрения, поддержав идею модернизации архитектуры европейской безопасности и создания единого противоракетного щита.

В настоящее время нет однозначной, чёткой расшифровки того, что же обозначает предложенная Россией «секторальная ПРО». Одни источники публиковали информацию о том, что, согласно задумке авторов документа (авторство приписывается Минобороны РФ), НАТО и РФ будут прикрывать каждый свой сектор, то есть РФ будет защищать альянс с востока, а НАТО российскую территорию — с запада. Другие уточняли, что речь идёт лишь об обмене информацией по поводу ракетных угроз. Примечательно и то, что не определён внешний враг, от которого собирается защищаться крупнейший военно-политический блок совместно с Россией.

Достигнутые договорённости носят рамочный характер и являются, по сути, лишь декларацией намерений сторон. Формат сотрудничества не ясен, предполагается, что обсуждение ДЕБ продолжится в июне 2011 г., когда будут представлены экспертные отчёты на неформальном заседании министров обороны Совета Россия – НАТО.

4. УЧАСТИЕ РОССИИ В ВОСТОЧНО-АЗИАТСКИХ САММИТАХ (ВАС)

В качестве одного из таких ключевых мероприятий следует отметить юбилейный саммит ШОС (Шанхайской организации сотрудничества). В 2011 г., в соответствии с Хартией ШОС, председательство в Организации переходит к Казахстану, а заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится в июне 2011 г. в Астане. Государства-члены считают необходимым подвести итоги торгово-экономического сотрудничества за прошедшие 10 лет, а также определить дальнейшие приоритеты деятельности организации. Предполагается продолжить сотрудничество по последствиям преодоления глобального финансово-экономического кризиса, разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, борьбе с наркоугрозой и международным терроризмом и другим актуальным для стран-членов ШОС вопросам.

Ещё одним значимым событием станут саммит лидеров БРИК (Бразилии – России – Индии – Китая) и министерская встреча РИК (России-Индии-Китая) на территории России во второй половине 2011 г. Ставшая традиционной повестка саммита, включающая в себя афганское, иранское, ближневосточное урегулирование, будет расширена двумя новыми направлениями работы, выделенных в ноябре 2010 г. — это вопросы энергобезопасности и инновационное сотрудничество между соответствующими центрами РИК. Также будет продолжено сотрудничество по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вопросам здравоохранения и сельского хозяйства.

При этом необходимо понимать, что акцентирование внимания именно на данных саммитах, а не, скажем, G8 и G20, обусловлено тем, что страны-члены ВАС являются локомотивом промышленного роста, и в дальнейшем эта тенденция будет лишь укрепляться. Как известно, развивающиеся страны с только формирующимися рынками, фактически сумевшие избежать последствий общемирового кризиса, в настоящее время демонстрируют положительные темпы экономического роста. В 2010 г., по данным Конференции ООН по торговле и развитию, первые три строчки в рейтинге стран, являющихся наиболее приоритетными для компаний с точки зрения наращивания прямых инвестиций, занимают Китай, Индия и Бразилия. США занимают четвёртое место, Россия находится на пятом.

Таким образом, Россия получает великолепную возможность для подготовки и последующего заключения экономически перспективных соглашений на данных политических площадках. В случае недостаточно интенсивной работы на данном направлении Россия рискует оказаться не только в ситуации снижения влияния на процессы, происходящие в восточноазиатских регионах, но и со временем попросту оказаться в роли пассивного наблюдателя начинающегося экономического передела мира.

ЭКОНОМИКА

2011 год для России обещает быть напряженным в экономическом смысле. С одной стороны, запланирована масштабная распродажа государственных активов, с другой – повышение налогового бремени и начало предвыборной кампании. Экспертные оценки отличаются сдержанным пессимизмом, основная причина которого в том, что структурных изменений экономики, которые способствовали бы росту благосостояния граждан, ждать не приходится.

1. ИСТОЩЕНИЕ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА

Одна из составных частей «госзаначки», куда в тучные времена складывались сверхдоходы от экспорта нефти, — резервный фонд — подходит к концу и в 2011 году будет практически исчерпана. Изначально предполагалось, что это произойдет в 2010 году, однако оказавшиеся выше первоначальных прогнозов цены на нефть позволяют сэкономить часть резервов.

За декабрь 2010 года Резервный фонд сократился на 39,4 %. По данным Минфина, на конец 2010 года, в Резервном фонде осталось 775,21 миллиарда рублей.

Фонд национального благосостояния, размер которого составляет около 90 миллиардов долларов, напротив, планируется расходовать незначительно. Более того, Минфин намерен весной 2011 года предложить правительству дополнительные источники его наполнения.

2. ИНФЛЯЦИЯ — 8-9%

Год назад ведущие российские экономисты соревновались в оптимизме. Инфляция по итогам 2010-го не превысит 7%, говорили они. Кто-то называл еще более привлекательные цифры — вплоть до 6%. Все к тому и шло вплоть до июня. Потом включились природные факторы. Повсеместно началась засуха, цены на продовольственные товары заблаговременно полезли вверх, вместе с ними начала расти и инфляция. О цифре в 7% по итогам года уже никто не говорит. «Дай Бог, если инфляция составит 8%. Но это очень оптимистичный прогноз. Скорее, следует ждать более высоких показателей — около 9%», — предполагает Дмитрий Лепетиков, директор центра маркетинговых исследований банка ВТБ24.

В предвыборный 2011 г. правительство РФ постарается не допустить резкого роста цен: согласно последним расчетам Минэкономразвития, в 2011-м инфляция составит 6–7%, а в 2012-м — 5–6%. Аналитики в это не верят. По мнению г-на Лепетикова, в 2011 г. инфляция останется на уровне нынешнего года. С ним солидарна Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка, называя цифру 8%.

Предпосылок для дальнейшего роста инфляции несколько. Во-первых, в следующем году мы в полной мере ощутим последствия неурожая 2010 г., т. е. цены на продукты еще подрастут. Во-вторых, Минфин принял решение частично покрывать бюджетный дефицит за счет Резервного фонда, соответственно, денег в обороте будет больше. В-третьих, не исключено, что США в 2011 г. начнут политику количественного смягчения, т. е. вклю¬чат «печатный станок» и на свежие деньги начнут выкупать государственные облигации. Деньги пойдут и в финансовую систему страны, и на внешние рынки. Аналитики считают, что это вынудит российское правительство к девальвированию рубля. А значит, и инфляция никак не удержится в вилке 7-8%.

3. ВВП — НА УРОВНЕ 2010 ГОДА

Год назад, в самый разгар кризиса, аналитики прогнозировали, что экономика России подрастет на 3–4%. Так и вышло: по предварительным подсчетам Минэкономразвития, рост ВВП в 2010 году составил 4%. Немного увеличенной цифры — в 4,2% — придерживаются аналитики, говоря о 2011-м. Жизнеспособность экономики по-прежнему определяет экспорт нефти и газа. Но появились дополнительные факторы.

Например, правительство надеется, что 2% к ВВП добавят поступления от увеличенного размера ЕСН. В последнем, впрочем, многие сомневаются: ожидать быстрого эффекта от непопулярной налоговой реформы не стоит. Какие сегменты будут формировать экономический рост внутри страны? Раньше большую роль играли промышленники — в прошлом веке их доля в ВВП превышала 60%. Но в 2007 г. она сократилась в два раза — до 31%. Другой желаемый сегмент, который должен поддерживать внутренний комфорт, — малый и средний бизнес. Но и тут России до Европы, где МСБ формирует 70% ВВП, далеко. Малый бизнес у нас участвует лишь в 15% ВВП.

«Пока у нас будут крупные компании, ориентированные на экспорт, госкорпорации и корпорации с государственным участием, малый бизнес не сможет перешагнуть барьер в 50% ВВП, как бы быстро он ни развивался»,— считает Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА».

Еще один способ пополнения казны назвал Аркадий Дворкович, помощник президента РФ. Речь идет о приватизации госсобственности: правительство решило выставить на про¬дажу крупные пакеты акций ВТБ, «Роснефти», «Совкомфлота», дочерних компаний РЖД и т. п.

Впрочем, чтобы подстраховаться, большинство аналитиков обрисовывают и пессимистичный сценарий. Минэкономразвития, например, допускает, что ВВП может вырасти всего на 2,5%. Президент Альфа-Банка Петр Авен оговаривается, что вместо 3–4% мы увидим всего 1–2%-й рост. Главная причина — в неблагоприятном инвестиционном климате: «После кризиса в Бразилию, Китай и Индию хлынул денежный поток, однако нашу страну он обходит стороной. Поэтому первостепенная задача — создание благо¬приятного инвестиционного климата, пенсионная реформа и переориентация общества с потребительской парадигмы на инвестиционную».

4. НЕФТЕЗАВИСИМЫЙ БЮДЖЕТ

Бюджет-2011, как и в предыдущие годы, формировался из расчета среднегодовой стоимости нефти. Но есть отличия.

Обычно, формируя бюджет, правительство занижает прогнозную цену нефти на 10–15%, тем самым оставляя пространство для сокращения дефицита в случае роста биржевых котировок. Например, дефицит бюджета-2010 был запланирован в 6,8% от ВВП при цене нефти $51 за баррель. По итогам года дефицит сократился до 4,6%, поскольку цены на нефть значительно выросли (до средней отметки $77 за баррель). «Мы снижаем дефицит не за счет сокращения расходов или повышения налогов — мы просто тратим нефтегазовые ресурсы», — констатировал Алексей Кудрин, министр финансов РФ.

В 2011 г. прожить за счет незапланированных доходов не получится. В основу бюджета следующего года заложен предельно высокий прогноз цены нефти — $75 за баррель (например, Всемирный банк придерживается мнения, что нефть будет стоить $73,3 за баррель). Комментируя проект бюджета-2011, Желько Богетич, главный экономист и координатор экономической политики по России Всемирного банка, сообщил, что страна больше не сможет сохранять подушку безопасности: если стоимость черного золота упадет до $60, дефицит бюджета России возрастет до 5–5,5% от ВВП.

Специалисты ЕБРР в очередной раз подчеркнули: для России по-прежнему главной задачей остается диверсификация экономики, уход от сырьевой зависимости и работа с инновациями. Никто с этим не спорит, но перейти к формированию не нефтегазового баланса бюджета удастся только после 2015 г., сообщила Оксана Сергиенко, замминистра финансов РФ.

5. ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

С 1 января 2011 г. страховые взносы для компаний, работающих по УСН и ЕНВД, вырастают с 14 до 34%, т. е. в 2,43 раза. Для тех, кто работает по стандартной налоговой схеме, — с 26 до 34%. Соцналог взимается с зарплат до 415 тыс. руб. в год.

Главную аргументацию повышения страховых взносов (бывшего ЕСН) донес вице-премьер Алексей Кудрин: для правительства это единственная мера, способная уменьшить огромный дефицит Пенсионного фонда. Других способов нет — сокращение бюджетных расходов в предвыборный год может привести к непред¬сказуемым последствиям.

 

Крупный бизнес от нововведений особо не пострадает, подсчитывают аналитики: в общей массе расходов зарплата у них не превышает 10%. Но, в отличие от корпораций, малый и средний бизнес (МСБ) получает непосильную нагрузку на фонд оплаты труда (ФОТ). В большинстве малых предприятий, особенно интеллектуальных, расходы на зарплату составляют 50–70%, и повышение страховых взносов существенно затормозит их развитие.

Это непопулярное решение приведет к очевидным проблемам: доля МСБ, и без того мало участвующего в формировании ВВП страны, упадет еще сильнее, объем производства товаров и услуг сократится, а особого эффекта для бюджета не последует.

По мнению экспертов, в первую очередь пострадают такие отрасли, как образование, здравоохранение, ЖКХ, сельское хозяйство, обрабатывающие производства. Это в очередной раз подчеркивает сырьевую направленность российской экономики.

ОБЩЕСТВО

1. ПРАЗДНОВАНИЕ 50-ЛЕТИЯ ПЕРВОГО ПОЛЕТА В КОСМОС

12 апреля 1961 года летчик-испытатель Юрий Гагарин стал первым человеком, вышедшим на околоземную орбиту. Полет его корабля «Восток» продолжался 108 минут, во время которых был совершен один оборот вокруг Земли. В наступившем году исполнится ровно 50 лет со дня этого события, в связи с чем указом Президента РФ 2011 год в России объявлен годом космонавтики.

Сообщается, что в 2011 году будет уделено повышенное внимания проблемам развития и модернизации российской космонавтики и космической промышленности. Юбилейный год отметят запуском 50 космических аппаратов. Осенью к спутнику Марса, Фобосу, полетит межпланетный аппарат «Фобос-грунт». Главная задача автоматической станции — взять образцы грунта марсианского спутника и доставить их на Землю. Важным станет и запуск первой российской ракеты «Союз-СТ» с космодрома во Французской Гвиане. В этом юбилейном году начнется и полномасштабное строительство космодрома «Восточный» в Амурской области. Знаковым событием российской космонавтики в 2011 году будет запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-21», названного в честь первого космонавта планеты — «Гагарин».

«Для России все, что связано с космосом, — это не только традиционный приоритет, но и предмет национальной гордости. Именно наши соотечественники — Циолковский, Королев, Гагарин — сделали давнюю мечту о покорении космического пространства реальностью», — отметил глава Правительства РФ Владимир Путин.

2. ДРУГИЕ ТЕМЫ

В 2011 году в нашей стране пройдет Год итальянской культуры и языка. А  в Италии будет Год российской культуры и русского языка.

В Москве 2011 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни.

В регионах руководители самостоятельно выбирают, чему посвятить этот год. Например, Губернатор Иркутской области предложил 2011 год объявить Годом малого и среднего предпринимательства и в связи с этим подписал постановление об утверждении долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2011-2012 годы».

Кроме того, 2011 год ознаменован целым рядом памятных дат:

  • 3 марта (19 февраля по старому стилю) исполнится 150 лет со дня отмены крепостного права в России (1861 г.).
  • 22 июня — 70-летие начала Великой Отечественной войны (1941 г.)
  • в декабре 2011 исполнится 20 лет прекращения существования СССР: 8 декабря 1991 года были подписаны небезызвестные Беловежские соглашения, а 25-26 декабря того же года окончательно прекратили существование органы власти Советского Союза.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *