111
Credit Line ©

Россия — США: аспекты взаимоотношений

Снежанова Л.Н., аналитик НИРСИ

«Во всём свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот.
Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас»

Александр III

Несмотря на то, что эпоха «холодной войны» официально закончилась и большинство политиков, включая первых лиц стран, систематически заявляют о «продуктивном сотрудничестве» и «взаимной заинтересованности» России и США, есть основания полагать, что ряд действий США свидетельствуют об обратном. В настоящей записке предпринята попытка рассмотреть специфику основных направлений двусторонних отношений.

СОТРУДНИЧЕСТВО

При этом: 1) эксперты неоднократно отмечали, что за время присутствия сил НАТО в Афганистане поток наркотрафика в Россию с его территории возрос; 2) терроризму так и не дано внятного определения, и, по-прежнему, под него попадают все те, кто не угоден правительству США. Например, на протяжении последних нескольких лет Штаты проводят активную пропагандистскую информационную кампанию, направленную на дискредитацию Ирана. Несмотря на заключение комиссии МАГАТЭ, свидетельствующее о том, что выводы об обогащении урана и вероятности создания ядерного оружия преждевременны, а слухи по этому поводу гипертрофированы. Тем не менее, следствием такой информационной политики США могут стать и такие угрозы, как: разрыв сотрудничества РФ с Ираном; военная интервенция, например, Израиля, превентивное точечное уничтожение военных объектов Ирана. 3) Сомалийские пираты — удобный и своевременный предлог для создания новых баз, т.к. Африка — ресурсоёмкий и легче осваиваемый, нежели Арктика, регион. 4) США не ратифицировали Киотский протокол и заявили о неучастии в нём до 2013 года.

Примерно похожие «подводные части айсбергов» прослеживаются и в большинстве других направлений взаимодействия России и США.

Парламентское сотрудничество, по сути, сведено лишь к самой процедуре, процессу ради процесса, поскольку нет ни одного принятого значимого решения, принесшего эффект.

Консультаций с Россией по ПРО. Фактические существующие на уровне заявлений, поскольку российские инспекции по-прежнему не допускаются на строящиеся объекты. А США, по словам заместителя госсекретаря США У. Бернса, «продолжают консультации (по ПРО) с партнёрами в Чехии и Польше» («Новая политика»). При этом социологи отмечают, что население Чехии и Польши относится отрицательно к размещению баз.

Возобновление неформального диалога РФ-НАТО. Одновременно с этим, несмотря на все возражения России, продолжается фактическое расширение альянса. Не говоря о том, что со стороны США так и не принесены извинения за обвинение России в «агрессии по отношению к Грузии» (чего добивался зам.начальника российского ГШ А. Ноговицын).

Инспекции международных наблюдателей на Кавказе, ПАСЕ, наблюдатели ЕС. При этом югоосетинская сторона по-прежнему отмечает факты провокаций с грузинской стороны, вплоть до похищения людей. А международные доноры, по итогам конференции в Брюсселе, решили выделить на восстановление Грузии 4,5 млрд долларов; из этой суммы не меньше миллиарда выделят США (Reuters). Здесь нужно иметь ввиду, что речь идёт не о западном понимании Грузии как единого государства, включающего Южную Осетию и Абхазию, а лишь об оставшейся после августа территории. Таким образом, средства международной помощи не направлены на восстановление Южной Осетии, пострадавшей от нападения Грузии.

Планы по совместной борьбе США и России с коррупцией. Разработкой соответствующих предложений занят директор российского отдела совета национальной безопасности США М. Макфол. Именно ему приписывают фразу о «перезагрузке» отношений с Россией (Коммерсантъ). Предположительно, данная тема будет обсуждаться на саммите G20 в Лондоне 2 апреля. На данном этапе пока не ясно, на каком уровне и с кем предполагается ведение данной борьбы.

Также состоялся ряд встреч, на которых обсуждался самый широкий спектр вопросов: от совместной разработки антикризисных мер до коллективной безопасности. Однако ни договорённостей, ни компромиссов, ни, тем более, консенсусов там не наблюдается.

ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ

Наиболее часто обсуждаемая проблема в двусторонних отношениях — развёртывание ТПР ПРО в Восточной Европе. Несмотря на негативное отношение населения Польши и Чехии к размещению ПРО на их территории, властями данных государств это решение было принято. США уверяли, что целью данного шага является обеспечение безопасности от возможной угрозы Ирана. В. Путин тогда предложил совместно использовать РЛС в Габале (Азербайджан), но американцы на это не пошли, что стало ещё одним свидетельством того, что система развёртывания направлена на Россию. Власти РФ предприняли ещё одну попытку пойти на компромисс и потребовали предоставить строящиеся объекты для инспекции российских специалистов, на что внятного ответа не получено до сих пор: с одной стороны, якобы есть согласие, с другой — оно содержит массу оговорок и не имеет юридической силы. Более того, Москва пошла на отказ от решения развёртывания «Искандеров» в Калининграде «в обмен» на якобы полученный отказ США от планов развёртывания ТПР ПРО в Европе (правда, теперь Вашингтон предлагает другие условия: Россия уговаривает Иран отказаться от ядерной программы, США не разворачивают третий позиционный район). 7 февраля 2009 года вице-президент США Д. Байден в Мюнхене заявил, что руководство США продолжит разработку ПРО по отражению угроз с Ближнего Востока, «однако планирует проконсультироваться с Россией по этому вопросу».

Также весомым блоком проблем является расширение НАТО (автором концепции расширения НАТО на Восток является З. Бжезинский). Уже традиционно выносится на повестку и обсуждается присоединение к альянсу Грузии и Украины. В этом процессе следует выделить несколько этапов. 1) В апреле 2008 года на саммите НАТО не было принято решения даже о присоединении данных стран к ПДЧ, хотя им дали устные заверения в гарантированном и необратимом присоединении. Данные итоги саммита формально удовлетворили все стороны: и прозападное руководство Грузии и Украины, и российские власти, и страны Запада интерпретировали их как внешнеполитическую победу. Де-факто Европа понимает, что принятие в альянс данных государств повлечёт дополнительную экономическую нагрузку, и не готова пойти на это; США пока не смогли пролоббировать форсирование данного процесса, а Россия получила некоторую временную отсрочку. 2) Осенью 2008 года Схеффер и Райс неоднократно заявляли о том, что Грузия и Украина будут приняты в альянс, но сроков по-прежнему не называли. Руководство Украины и Грузии сыплют заявлениями о гарантированном принятии в альянс. Население части Украины активно выражает протест, в частности, Крым. 3. В настоящее время принятие решения о присоединении данных государств постсоветского пространства к блоку на юбилейном саммите весной 2009 года представляется крайне маловероятным по следующим причинам: а) мировой экономический кризис, б) внутриполитический кризис/раскол на Украине, политическая напряжённость в Грузии, в) территориальная неопределённость в Грузии, а на территории страны-кандидата в НАТО не должно быть конфликтов.

Тем не менее, США усиленно работают в направлении включения данных стран в зону своего влияния. И если 5 лет назад это выражалось в установлении подконтрольного правительства путём организации «оранжевой» и «бархатной» революций, то сейчас это взаимодействие принимает всё более конкретные формы. Причём формы проявления становятся всё более прямыми. В качестве наиболее характерного примера стоит привести помощь, оказанную США Грузии в августе 2008 года, когда было осуществлено нападение на Южную Осетию. Тогда это выражалось и в финансировании, и в информационном сопровождении (вылившимся в полноценную информационную войну с Россией в западных СМИ), и в подготовке и обучении кадров, и даже в непосредственном участии иностранных граждан в кампании («Война 08.08.08. Искусство предательства»).

После войны в Южной Осетии страны Запада инициировали прекращение сотрудничества РФ-НАТО (сейчас, как известно, неформальный диалог возобновлён между министерствами обороны и иностранных дел, «2+2»). Также в качестве «санкций против России» озвучивались такие варианты, как: блокирование вступления России в ВТО (идея принадлежит Б. Обаме), сохранение поправки Джэксона-Вэника об ограничении торговли США с Россией, отзыв из Москвы посла США, введение финансовых санкций для российских банковских счетов за рубежом, перенесение Олимпиады-2014 из Сочи.

Также заслуживают внимания следующие факты:

  1. В конце октября МВФ обещал предоставить Украине кредит размером в 16,43 млрд долларов «для поддержания экономической и финансовой стабильности в стране в условиях мирового кризиса и падения цен на металл», тогда же был перечислен первый транш размером в 4,5 млрд долларов. В начале февраля Ю.Тимошенко обсуждала в Москве получение российского кредита в 5 млрд долларов, а уже 11 февраля она цитировала слова Д. Байдена после мюнхенской конференции, что новая администрация США будет сотрудничать с Украиной «по всем направлениям, поддерживать развитие демократии в Украине» (РИА Новости).
  2. Во время визитов К. Райс были заключены с Украиной (19 декабря 2008 года) и Грузией (9 января 2009 года) «Хартии о стратегическом партнёрстве», содержащие положения о «сотрудничестве в сферах обороны и безопасности», «развитии демократии и экономической свободы, защите безопасности и территориальной целостности», а также последующую интеграцию стран в НАТО. Что касается упрямого Крыма, то на его территории, в соответствии с Хартией, в 2009 году решено открыть «пост американского присутствия»; кроме того, США обещали оказать Украине помощь по выводу ЧФ. Буквально сразу после подписания Хартии интенсифицировались высказывания украинских политиков, призывавших к форсированной демаркации Керченского пролива.
  3. С 3 мая по 3 июня 2009 года в Грузии на военной базе «Вазиани» пройдут военные учения НАТО «Cooperative Longbow/ Cooperative Lancer 2009», в которых примут участие 900 военнослужащих из 23 государств-членов и партнеров НАТО. Также в конце января в ходе визита в Грузию делегации сухопутных войск США в Европе во главе с генералом К. Хэмом было озвучено намерение США создать американские военные базы в Поти и в Марнеули (ИА «Кавказ-Пресс»).
  4. 12 февраля 2009 года, М. Саакашвили: «Грузия будет единой. Абхазия и Южная Осетия вернутся в состав Грузии, и мы этого добьемся мирно с помощью международного сообщества» (РИА Новости). Такие же «мирные» заявления Саакашвили делал в начале августа 2008 года Дж. Сорос был более откровенен, в этот же день призвав ЕС поддержать Украину и Грузию и защитить их от влияния России: «Геополитический интерес Европы в том, чтобы поддержать в этих странах как источниках энергоресурсов готовность к сотрудничеству» («Ведомости»).

Отдельный сюжет, заслуживающий самого пристального внимания,  — это программа «Восточное партнёрство», официально принадлежащая ЕС. Как известно, как только речь идёт о постсоветском пространстве, европейская политическая элита традиционно действует в русле политики США. «Восточное партнёрство» предусматривает, начиная с 2010 года, выделение Брюсселем 600 млн евро в год «на поддержку некоторых стран постсоветского пространства». Программа принята по инициативе Польши и Швеции и утверждена 27 странами ЕС в декабре 2008 года на саммите в Брюсселе. Целью программы является сближение ЕС с государствами ГУАМ (Грузией, Украиной, Молдавией,  Азербайджаном), Арменией и, возможно, Белоруссией.

Очередной саммит «Восточного партнёрства» пройдёт в Праге 7 мая 2009 года. Однако Президент Белоруссии, А. Лукашенко уже 6 февраля 2008 года (через два дня после саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС в Москве) в своём интервью «Евроньюз» давал следующие комментарии: «Неважно, кто конкретно со стороны Белоруссии поедет в Прагу, приглашение ещё не получали, но в том, что мы заинтересованы в отношениях с Европейским союзом, об этом спорить нечего» (РИА Новости). 12 января МВФ утвердил кредит Белоруссии в размере 2,46 млрд. долларов — из них перечислены уже 790 млн. долларов (требования МВФ: произошедшая девальвация белорусского рубля на 20%, правительство Белоруссии вместо запланированного повышения з/п на 23 %, произвело повышение лишь на 5%, должен быть повышен пенсионный ценз, также обсуждается вопрос о повышении тарифов ЖКХ. Источник — НГ). «Глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович заявил, что в апреле-мае этого года Минск получит кредит от Всемирного банка в размере 1 млрд. долларов. Кроме того, белорусские власти рассчитывают получить в июле кредиты от ЕБРР; ими также начаты переговоры со странами ЕС о возможности прямого кредитования» (Ъ).

При этом Россия выделила Белоруссии кредит в 2 млрд долларов, первый транш в размере 1 млрд был перечислен в ноябре 2008 года, ещё в феврале В. Путин обещал перечислить вторую часть. В декабре А. Лукашенко на встрече с Д. Медведевым просил выделить ещё 100 млрд руб. «для создания рублевого резерва и перехода на рубли в двусторонней торговле». 24 января заместитель главы Минфина РФ Д. Панкин заявил, что этот вопрос не рассматривается («Интерфакс»). Долг Белоруссии перед РФ и так составляет 2,7 млрд долларов (Ъ). В начале февраля в Минфине РФ заявили, что «думают над этим». Справочно: 1)  Цена за газ для Белоруссии на 2009 год установлена в размере 140-148 долларов за 1 тыс. кубометров. 2) 5 января Минэкономики Белоруссии приняло постановление о повышении тарифов на транзит российской нефти по территории страны. В результате ставка на транзит нефти в западном направлении выросла почти на 23%. Минск объяснил свое решение ростом затрат, реализацией программ технического перевооружения нефтепроводов и общим «изменением экономических условий хозяйствования». 3) Вопрос о признании независимости ЮО и Абхазии Белоруссия рассмотрит 2 апреля, после избрания нового парламента. Сам Лукашенко объясняет свою «многовекторную» политику тем, что «Белоруссия должна стать мостом между Россией и Европой».

Стоит отметить, что оставшиеся страны — потенциальные кандидаты в «Восточное партнёрство» — это территории, на которых существуют неурегулированные территориальные конфликты: приднестровский и нагорно-карабахский. А как подобные вопросы решают США, показывают исторические примеры сначала Югославии в целом, а затем и Косово, что априори требует повышенного внимания со стороны России. Уже сейчас начинается информационная кампания, призванная дискредитировать Москву. Наиболее ярким примером за последнее время может служить заявления Азербайджанского МИДа о якобы осуществляющихся Россией военных поставках в Армению. Официальное руководство двух стран эти слухи опровергло, но западные СМИ начали активно тему развивать, подчёркивая, что данный прецедент — нарушение обязательств Россией как миротворца на территории конфликта, выход за рамки своих полномочий. Легко представить, чьи интересы будет отстаивать Минская группа ОБСЕ, если исключить из её состава Россию.

Военные базы США на постсоветском пространстве

Киргизия. База США в Манасе существует с 2002 года для борьбы с афганским наркотрафиком. Общая финансовая помощь Киргизии со стороны США составляет 150 млн долларов ежегодно, из которых 63 млн долларов выделяется непосредственно за авиабазу «Манас». Командующий вооруженными силами США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии Д. Петреус в ходе своего визита в Бишкек 19 января заявил: «В феврале в Бишкек прибудет комиссия из Вашингтона, которая обсудит с киргизской стороной вопросы увеличения нашей помощи». На саммите ОДКБ К. Бакиев объявил о том, что база будет выведена. Цена вопроса — «Россия предоставляет Киргизии безвозмездную финансовую помощь в размере 150 млн долларов, льготный кредит в 300 млн долларов на 40 лет под 0,75% годовых с льготным 7-летним периодом, а также инвестиции в размере 1,7 млрд долларов на строительство Камбаратинской ГЭС. Москва также согласилась списать киргизский долг России в размере 180 млн долларов в обмен на 48-процентный пакет акций завода «Дастан», производящего комплектующие для торпед подводных лодок» (Время новостей). В настоящее время правительство Киргизии приняло решение о денонсации соглашений о размещении воинских контингентов на авиабазе «Манас» с США, Нидерландами, Канадой, Новой Зеландией, Данией. Испанией, Францией, Австралией, Южной Корей, Италией. Турцией, Норвегией. 19 февраля парламент Киргизии принял решение о денонсации соглашения с США. США и НАТО заблаговременно начали готовить запасные варианты на случай вывода авиабазы с территории страны. Помимо переговоров с другими странами Центрально-Азиатского региона о возможности переезда туда базы (например, можно перенести «Ганси» в Карши, Узбекистан) идёт и работа по созданию наземного транспортного коридора в Афганистан. Справочно: контингент США в Афганистане в 2009 году увеличится с 36 до 60 тысяч военнослужащих.

Таджикистан. Отношения России с Таджикистаном также сейчас являются неоднозначными в связи с ситуацией вокруг Рогунской ГЭС, поскольку поддержка Россией Узбекистана в данном вопросе автоматически означает усиление напряжённости в отношениях с Таджикистаном, чем, в свою очередь, умело пользуется Запад. 11 декабря 2009 года во время встречи в Брюсселе с президентом Таджикистана Э. Рахмоном генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заверил его в том, что НАТО поможет Таджикистану укрепить границу с Афганистаном и натренирует военных для «борьбы с наркокурьерами». Схеффер в ответ на предложение Рахмона интенсифицировать борьбу альянса с выращиванием и контрабандой наркотиков «похвалил таджиков за дружбу с НАТО в рамках «партнерства ради мира», отметил поддержку Таджикистаном антитеррористических операций в Афганистане, а также поблагодарил таджикского лидера за открытие транспортного коридора для транзита невоенных грузов НАТО в Афганистан» («Взгляд»). Также обсуждался вопрос о создании «специального центра НАТО и спасательного центра» в Душанбе.

Также среди регионов, в которых США планируют разместить свои базы, по словам начальника ГШ РФ Н. Макарова, фигурируют Казахстан и Узбекистан. В связи с этим, советует не ждать «потепления» в двусторонних отношениях. Н. Макаров: «В заявлении избранного президента США Б. Обамы говорится, что необходимо консолидировать все силы и средства для контроля демократических преобразований в Российской Федерации и Китае, США должны взять эти преобразования под контроль» («Взгляд»).

Стратегические наступательные вооружения. В декабре 2009 года истекает срок Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подписанного в 1991 году США и Россией. В рамках этого договора обе страны должны сократить количество ядерных боеголовок до 6 тысяч, а их носителей — до 1600 с каждой стороны. С приходом Б. Обамы российский МИД выразил надежду на то, «что новая администрация будет конструктивно сотрудничать с нами, чтобы режим СНВ после декабря будущего года не ослаб, а сохранился и укрепился». При этом ряд военных экспертов неоднократно указывали на то, что США скрытно наращивают свой ядерный потенциал, обходя ограничения Договора. Ядерные боеголовки и вторые ступени ракет не утилизировались, а складировались, за счёт чего был создан «возвратный потенциал» (Интерфакс). Кроме того, США отказываются подтверждать обязательство не размещать СНВ за пределами своей национальной территории (РИА Новости). По информации «The Times», Б. Обама предложит РФ сократить на 80% ядерные арсеналы обеих сторон. Военные эксперты России полагают, что тысяча боеголовок поставит страну в уязвимое положение не только по отношению к американской ПРО, но и к Китаю (источник «РБК-daily» интервью эксперта Московского института политического и военного анализа А. Храмчихина). Официальные власти России эту идею поддержали, но, хоть и было отмечено, что необходимо оставить достаточное число боеголовок для обеспечения безопасности, оно названо так и не было. Примечательно, что в декабре 2008 года генерал ВВС США К. Чилтон призвал к скорейшей модернизации американского ядерного арсенала: «Время работает против нас. Путь бездействия — это путь к ядерному разоружению… Время действовать настало»  (Лента.ру по материалам The Washington Post).

Арктика. Многие эксперты неоднократно отмечали, что в не столь отдалённом будущем возможно начало борьбы, вплоть до вооружённых форм её протекания, за контроль над энергетическими ресурсами. В частности, Н. Патрушев выделил следующие регионы: Ближний Восток, районы Арктики (шельф Баренцева моря), бассейн Каспийского моря и Центральную Азию. И если обострение израильско-палестинского конфликта было отнесено к разряду совпадений, а не удобной акции, которую нужно было провести до окончания срока Буша, то по вопросу освоения богатой углеводородами Арктики политика США проявляется более открыто. Перед своим уходом Администрация Дж. Буша озвучила стратегию национальной безопасности в Арктике. В соответствии с ней, территория, входящая в пределы Северного полярного круга, объявляется зоной американских интересов, а вновь пришедшему руководству рекомендуется активизировать работу на Северном полюсе по укреплению влияния США и обеспечить «влиятельное национальное присутствие». Согласно данной стратегии, речь идёт о «ПРО, развёртывании морских и воздушных систем для стратегической доставки по воздуху, стратегическом сдерживании, морском присутствии, морским операциям по безопасности, а также обеспечении свободы навигации и пролета воздушного пространства». Причём в документе отмечается, что США готовы действовать как совместно, так и независимо от других государств «для защиты этих интересов». Таким образом, пока Россия с 2001 года отстаивает в ООН своё право на владение 18% территории Арктики, США занимается практическими вопросами обеспечения своего присутствия в регионе путём его милитаризации. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что НАТО в связи с «таянием льдов и открытием новых транспортных путей в Арктике» нуждается в военном присутствии в этом регионе («Известия»).

Реформирование ООН. После прецедента Косово в феврале 2008 года выявился системный кризис международного права, следствием чего стали предложения о необходимости реформирования существующих международных институтов. В том числе, речь шла и об Организации Объединённых Наций. США в качестве одного из предложений по реформированию ООН предлагали лишить Россию права вето. В качестве примера интенсификации данной риторики можно привести высказывания ряда западных политиков в декабре 2008 года, когда России удалось заблокировать попытки Украины добиться рассмотрения и принятия Генеральной ассамблеей ООН резолюции о признании т.н. голодомора геноцидом украинского народа. Постпред РФ В. Чуркин заявил, что Россия не позволит ослабить своё право вето в СБ ООН. Остаётся надеяться, что необходимые для проведения любой реформы мнения 2/3 постоянных членов СБ ООН совпадут с мнением российского постпреда. Планируется, что межправительственные переговоры по данному вопросу в СБ ООН начнутся до конца февраля 2009 года.

Лоббирование форсированного строительства проекта «Набукко» после российско-украинского газового скандала. Американцы ведут интенсивную пропагандистскую кампанию против России, направленную на формирования имиджа ненадёжного поставщика для европейских потребителей. К. Райс и Х. Клинтон обвинили Россию в политическом давлении на энергозависимую Европу через энергозависимую Украину («Взгляд»). «Набукко» предлагается как альтернативный проект «Южному потоку», который будет осуществлять поставки газа в обход территории России в ряд европейских государств, в частности, в Германию. Эксперты отмечают, что проект очень ресурсоёмок и до стадии запуска ему пока слишком далеко. Примечательно, что российские власти демонстративно спокойно отнеслись к заявлениям американцев о необходимости строительства «Набукко».

G2. Одним из наиболее опасных для России направлений американской внешней политики может стать организация G2, предложенная З. Бжезинским, которая предусматривает китайско-американское стратегическое сотрудничество: «У Китая и США есть экстраординарный потенциал для очертания будущего всего мира». Чтобы осознать степень опасности данных намерений, достаточно вспомнить не только то, что он работал в администрации США ещё с 60-ых годов, но и то, что в своих работах американский стратег и автор концепции американской гегемонии нового типа прописал сценарий развала СССР и революций на постсоветском пространстве задолго до их фактического начала. А стратегическая цель США фактически вынесена в название его основополагающего труда, принесшего ему мировую известность — «Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы». Отдельного внимания заслуживает тот факт, что помимо широко растиражированного имиджа З. Бжезинского как бывшего советника Д. Картера, он также являлся консультантом предвыборной кампании Б. Обамы, на которого сейчас возлагается так много надежд на «потепление» в отношениях России и США.

Таким образом, практика систематического применения политики «двойных стандартов» США и несоблюдение ими собственных обещаний и ряда международных договорённостей является неким индикатором при оценке данной страны как «стратегического партнёра» России. Важно иметь в виду и то, что вопреки тиражируемому стереотипу о смене вектора внешней политики США с приходом Б. Обамы, основной костяк в администрации остался тем же — априори конфронтационным в отношении России.

В 2009 году, если не возникнет форс-мажорных обстоятельств («нападения» России или Южной Осетии на «беззащитную» Грузию в преддверии выборов в Грузии, обнаружения ячейки «Аль-Каиды» в Крыму или хакерского центра в Ингушетии, на самом деле являющегося первопричиной мирового финансового кризиса, а заодно и уничтожившего все базы Пентагона…), внимание обеих стран будет сосредоточено на вопросах вооружений (конференция по Ближнему Востоку, сдерживание Ирана, Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений). Также значительная роль в международной повестке неизбежно будет отведена исламскому фактору как таковому (как минимум, в связи с вниманием Б. Обамы к Афганистану).

России при осуществлении как двусторонних отношений с США, так и внешней политики в целом стоит не столько беспокоиться о своём имидже в глазах Запада, сколько заботиться об обеспечении национальной безопасности и мыслить стратегическими категориями.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *