banner-340

Учебная и художественная литература для детей в РФ

«Чтение — вот лучшее учение!»

А.С. Пушкин

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КНИГИ

Современное общество немыслимо без образования, высокого уровня духовной культуры народа, патриотизма и ответственности за судьбу своей страны, своего Отечества.

Многие известные педагоги прошлого и современности в своих работах уделяли внимание этой проблеме, подчеркивая, что книга в жизни детей играет гораздо большую роль, чем у взрослых. Прочитанная в детстве книга остается в памяти чуть ли не на всю жизнь, влияя на дальнейшее развитие человека. Из прочитанных книг дети черпают определенные знания, миропонимание, нормы поведения.

Массовая духовная культура развивалась, прежде всего, как культура печатного слова. Поэтому книга наряду с традиционным непосредственным словесным общением была средством коммуникации в течение весьма длительного периода формирования человеческой культуры. Так сложилось, что исторически книга ассоциировалась с учением, с образованием. Со временем, по мере развития педагогики и системы народного образования, выделяется относительно самостоятельный тип книги — учебно-педагогическая книга.

Учебная книга может стимулировать общекультурные интересы или затормаживать их формирование, может служить мостом к самостоятельной работе с книгой, или убивать интерес к ней. Таким образом, можно сказать, что учебная книга способна выполнять такую же роль, если не большую, как и любая другая книга в процессе распространения культуры в обществе.

Сегодняшние проблемы учебно-педагогической книги закономерно привлекают внимание не только составителей учебников и учебных пособий, но и представителей учебного книгоиздания и книгораспространения, а также самих педагогов. Это понятно: в учебных изданиях получают конкретное воплощение результаты научной работы многих исследователей, они по традиции занимают особое место среди других видов литературы, особое место в репертуаре многих издательств.

Создать качественную учебно-педагогическую книгу, отвечающую всем требованиям современности, достаточно трудно. Издать проще. Но всегда, в любой стране и в любую эпоху, вопросам создания и издания учебной книги уделяли большое внимание. И это понятно, ибо роль учебно-педагогической книги трудно переоценить, ведь без образованного и грамотного населения не может быть ни мощной экономики, ни сильного государства.

«Задача модернизации системы образования имеет много аспектов, в их числе особое место занимает вопрос качества школьных учебников. В этом отношении многое делается, но мы до сих пор еще пожинаем плоды того, что на протяжении довольно длительного времени их издание было пущено на самотек».

Б.В. Грызлов, 8 июля 2008 г.

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА

По каким учебникам надо учить детей? Вот уже несколько лет на этот вопрос пытаются ответить академики, профессора и чиновники Министерства образования. Обсуждается он и в Совете Федерации, и в Государственной Думе. Тем не менее, проблема  качества школьных учебников до сих пор в разряде актуальных.

Подклеенная обложка, потрепанные страницы и чужие карандашные пометки на полях. Приблизительно так мог выглядеть учебник, который «классная» раздавала своим ученикам первого сентября. В советские времена по одной книге занимались несколько поколений школьников. Родители решали со своими детьми те же домашние задания, что и сами, когда сидели за школьными партами. Физику учили по учебнику Пёрышкина, литературу по Кудрявцеву, учебник английского языка был под редакцией Шеповаленко. Сейчас не то, что родители, даже учителя не в состоянии уследить за «новинками» книжного рынка.

Каждый автор предлагает свой учебник и, естественно, считает его лучшим. Но ведь хорошо известно, что написать учебник гораздо сложнее, чем просто теоретическую книгу. Нужно быть и психологом, и физиологом, и методистом, и ученым, чтобы переложить науку на доступный и понятный школьнику язык. Хороший учебник пишется всю жизнь, а сейчас на книжный рынок вышли совершенно торопливые издания, которые изобилуют и фактическими ошибками, и ошибками содержательными, и массой других ошибок.

Встречаются ошибки, которые можно смело отнести к разряду курьезных. В учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности» за 5-й класс приводится в пример сказка про волка и семерых козлят. Детей спрашивают: почему волку удалось проникнуть к козлятам в дом? Детям надо выбрать верный вариант ответа. Среди них такой: «Дверь была недостаточно железной».

Еще один пример . В учебнике «Окружающий мир» для первого класса на картинке нарисован белый медведь на льдине. И задание без комментариев — «Проделай опыт с льдинкой и догадайся, почему полярники могут жить на льдине». Тут не только первоклассник, но и взрослый не поймет — что же за эксперимент надо провести? То ли в холодильнике начинать замораживать лед, то ли бежать в лес ловить медведя…

В этом же учебнике нарисованы ученики в школьном кабинете. И задание: «Посмотри на картинку и скажи, где в кабинете воздух?» А действительно — где он, воздух? Учитывая, что мышление у детей скорее предметное, какие ответы ожидается услышать: «на парте», «под партой», «в шкафу»?..

Кстати, у нас теперь мышь — это домашнее животное. По крайней мере, именно так получается по учебнику «Окружающий мир». Задание: найти на картинке домашнее животное, а нарисованы дети, кузнечик, шмель и мышь… Выводы напрашиваются сами.

Еще один, на этот раз совсем уж вопиющий пример: не так давно СМИ сообщили о том, что в Новгороде школьники учились по учебникам, в которых была размещена реклама сигарет.

На одной из страниц учебного пособия «Твое здоровье: укрепление организма» под редакцией Зайцевых, которое выдали шестиклассникам гимназии «Исток», посещающим факультатив «Человек и его здоровье», опубликована картинка, на которой две девочки затягиваются сигаретами под баннером известной американской табачной компании. Надпись внизу гласит: «Отличные сигареты».

Картинка, рекламирующая сигареты, шокировала родителей школьников и депутатов новгородской городской думы. Народным избранникам пришлось обратиться в прокуратуру, которая провела проверку учебника, выявив целый ряд нарушений законодательства.

Изобилие подобных учебников объясняется, скорее всего, просто. Ведь учебник — это не только «кладовая знаний», но и ходовой товар. На сегодняшний день порядка сорока издательств занимаются учебно-методической литературой. И каждый издатель мечтает получить заказ на учебник с массовым тиражом, потому что учебники — это огромный и весьма прибыльный рынок. Тем не менее, сейчас в этом секторе книжного рынка государственное издательство только одно — «Просвещение», остальные коммерческие.

Чтобы справиться с лавиной учебных материалов, которая обрушилась на школы, экспертизу и анализ учебников доверили академии образования и Российской академии наук. Было решено, что только по рекомендации этих двух уважаемых учреждений учебники могут получить пропуск в школы. Ученые оценивают, соответствуют ли школьные учебники уровню современных научных знаний. Часть книг эксперты забраковывают, но так или иначе, подавляющее большинство учебников признается целесообразными для использования в школе. На сегодняшний день, с разрешения экспертов, обучать школьников можно по восьмистам учебникам, которые входят в так называемый федеральный список. Но в федеральном списке огромный перечень учебников по одному предмету. Например, по истории издано 73 учебно-методических комплекта, и все они рекомендованы к использованию. Причем, учебно-методический комплект — это не один учебник: как правило, к каждой книге издается рабочая тетрадь для учеников, методические материалы для учителя, книга для чтения — в отдельных случаях этот список доходит до 7-8 единиц в каждом комплекте.

Педагоги надеются, что в ближайшие несколько лет количество школьных учебников все-таки станет оптимальным. Высказываются пожелания, чтобы по каждому предмету предлагалось не более трех-четырех наиболее грамотных и выверенных учебно-методических комплектов. Правда, вопрос как «отловить» в море учебников самые достойные, пока остается открытым.

«Ошибки в учебниках должны раздражать всех. Мы привлекли РАН к экспертизе и, благодаря ей, в неплохих учебниках ошибки будут исправлены, а с части учебников будут сняты соответствующие грифы и они будут изъяты».

А.А. Фурсенко, министр образования и науки РФ, 29 июня 2005 г.

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ: ОФИЦИАЛЬНО

В целях обеспечения качества учебников с 2005 года в образовании действует новый порядок экспертизы.

Экспертиза учебников проводится на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника завершенной предметной линии учебников и  соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). Порядок проведения экспертизы учебников определяется Минобрнауки России.

Экспертиза проводится авторитетными научными и научно-педагогическими центрами страны, прежде всего —  РАН и РАО.  Содержание учебника оценивается с точки зрения научной составляющей — такую экспертизу проводит по большинству учебных предметов – РАН. И вторая задача экспертизы – оценить содержание учебника на соответствие действующему стандарту общего образования, возрастным и психологическим  особенностям учеников. Такая экспертиза проводится РАО.

Учебник, получивший положительные экспертные заключения и по «педагогической» и по «научной» экспертизе включается Министерством в федеральные перечни учебников.

К экспертной деятельности, осуществляемой в целях формирования федерального перечня учебников, который закрепляется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, привлекаются также и другие образовательные и научные организации, референтные в научно-педагогическом сообществе. Эти мероприятия обеспечивают упорядочение деятельности многочисленных авторских коллективов и издательств, выпускающих учебники для школ. Так, согласно  решению Президиума Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки РФ (ФСУ МОН РФ) от 6 января 2008 года, протокол № 6, в качестве экспертных организаций, осуществляющих экспертизу учебников в 2008 году (эти же экспертные организации сохранили свой статус в 2009 году) названо 10 учреждений высшего, дополнительного образования (включая РАН и РАО).

Порядок проведения экспертизы учебников сформулирован и закреплен в соответствующем Положении о порядке проведения экспертизы учебников, которое утверждено приказом Минобрнауки России от«11» января 2007 г. №4.

Вместе с тем рост участия общественности в жизни школы, в развитии образования, проявляющийся в устойчивой тенденции укрепления государственно-общественных моделей управления образованием, обуславливает необходимость вовлечения научной, педагогической общественности, родителей в деятельность контроля за качеством образования, включая качество соответствующих средств обучения. В этой связи возрастает значимость не только информированности о регламентах экспертизы учебников, отбираемых для включения в федеральный перечень, о ходе и результатах осуществляемой экспертизы.

Фиксируется и становится все более очевидной потребность педагогов-практиков, ученых, родительской общественности участвовать в обсуждении и оценивании учебников, рекомендованных к использованию, в создании механизмов их рейтинга, доступных для общественности. Это тем более важно в ситуации инициирования профессиональной активности педагогов, связанной с реализации задач Приоритетного проекта «Образование», когда школьные учителя обретают уверенность в возможности участвовать в процессах развития образования.

Все это обусловливает необходимость выдвижения и решения задачи  обеспечения нового качества образования за счет усиления  общественной составляющей системы  экспертизы учебников.

Какие же образования, меры, действия и условия  будут созданы и реализованы для  формировании системы ОГЭУ?

О расширении общественной составляющей системы общественно-государственной экспертизы учебников.

РЦИПО. Для обеспечения более широкого участия научной, педагогической и родительской общественности в обсуждении качества учебников будет созданная сеть региональных центров открытого обсуждения учебников (РЦИПО), призванных целенаправленно привлекать внимание общественности к вопросам, связанным со школьным учебником, способствовать их информированности в этой сфере. Сеть РЦИПО создается в рамках проекта «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)», Исполнителем которого, согласно Госконтракту № 475 от 8 августа 2008 года,  является Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (работы будут проводиться в период с 2008 по 2010 гг.)

Система общественного рейтинга учебников. Будет создана динамично развивающаяся система общественного рейтинга учебников, построенная на основе принципа поэтапного развития критериальной базы и механизмов рейтингования,  с учетом результатов их обсуждения научно-педагогической и практико-педагогической общественностью, родителями учащихся. В рамках системы общественного рейтингования учебников, по мере ее развития будут усиливаться акценты на результативность обучения, которая обеспечивается использованием того или иного учебника, что является особенно значимым для педагогов и родительской общественности и по существу, фокусирует внимание на истинно педагогических смыслах и назначении учебника.

Обеспечение компетентного обсуждения учебников. Основываясь на имеющемся опыте проведения общественного обсуждения учебников, в том числе, в СМИ, учитывая консультационно-методические ресурсы, которыми располагают организации, ведомства, специалисты, предполагается консолидировать эти ресурсы в едином, но распределенном пространстве системы общественно-государственной экспертизы учебников (ОГЭУ). Оперативное информирование общественности по вопросам, связанным с экспертизой, порядком и методическими особенностями учебников, обеспечение информацией в сфере многообразия учебников и методического опыта учителей, консультирование и взаимное консультирование в сфере использования учебников рассматривается в качестве важного условия эффективной системы ОГЭУ. В качестве ресурса системы ОГЭУ, необходимого для эффективной общественно-государственной экспертизы учебников рассматриваются возможности институтов повышения квалификации работников образования, методических служб, центров информатизации в образовании, школьных советов.

Средством  информирования и консультирования, организации взаимодействия и обсуждения выступит специализированный Интернет-портал «Общественно-государственная экспертиза учебников», который будет совершенствоваться по мере развития самой системы, учитывая предложения всех тех, кто заинтересован в объединении усилий, направленных на обеспечение и поддержку качества российского учебника.

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

О качестве пособий по математике в интервью РИА Новости  говорит председатель Комиссии по школьному образованию отделения математики Российской академии наук (РАН) академик Виктор Васильев, возглавляющий также комиссию РАН по экспертизе школьных учебников математики.

Порядок прохождения экспертизы

В. Васильев: Издательство представляет книгу в Академию наук и в Российскую академию образования. Если рукопись одобрена, она отправляется в министерство, которое ставит гриф «Допущено»  или «Рекомендовано». В нашей комиссии есть три варианта оценки: пособие одобряется с первого раза, отправляется на доработку по конкретным замечаниям либо отвергается. За пять лет моей здесь работы только 2 или 3 учебника прошли экспертизу с первого раза – все это были примерно десятые переиздания. В позапрошлом году на проверку поступило 67 книг, в прошлом 33, в этом всего лишь 14. Отвергается более трети учебников (вначале было больше), это — учебники, содержащие много десятков ошибок.

Об ошибках в учебниках

В. Васильев: Много фактических ошибок (иногда на одной странице в среднем попадается по две-три задачи с неправильными условиями или ответами), неоднозначных формулировок теорем и определений; рисунки, не соответствующие тексту. Часто авторы вводят жаргонную терминологию, когда какие-то слова требуется понимать в смысле, отличном от их буквального значения. Есть случаи и просто анекдотические: на вопрос задачи, какой процент населения говорит на двух языках, автор дает ответ — 200%. Или вот пассаж о происхождении электрического тока: батарейка так устроена, что на одном ее электроде скапливаются положительные частицы, на другом – отрицательные; если электроды соединить проводом, частицы разных зарядов побегут навстречу друг другу; пока они бегут и сталкиваются посередине — ток есть, а когда все уже столкнутся, то батарейка разряжена…

Что происходит с книгами, которые эксперты «заворачивают»?

В. Васильев:  Через год они приходят к нам вновь, и если в учебнике не осталось явных ошибок, мы обязаны его пропустить. Я четыре раза отвергал учебник, в котором за это время вычистил 360 ошибок. Теперь жду пятой попытки. Но, по-моему, человек, хотя бы раз допустивший множество ошибок в своем учебнике, в авторы не годится.

Наша виза означает лишь, что в учебнике не осталось фактических ошибок. Методика и структура изложения — не в нашем ведении, их оценивает комиссия Российской академии образования, которая пропускает практически все. Большая (как я надеюсь) эффективность нашей комиссии определяется тем, что мы — «люди со стороны» по отношению к издательствам. Ведь школы могут приобретать только книги с визой министерства, для которой необходимо одобрение двух комиссий, поэтому, когда учебник отвергается, издательство в среднем теряет прибыль около полумиллиона долларов.

Как повысить качество школьных учебников?

В. Васильев:  Это — комплексная проблема и, к сожалению, очень трудная. Независимая и квалифицированная экспертиза нужна, но проблемы она не решает. Нужно еще, чтобы региональные отделы образования, методисты и учителя отбирали для работы именно хорошие учебники, а не плохие — умные и объясняющие суть дела, а не формальные и примитивные. А хорошие учебники есть, и есть пока еще люди, способные их писать. Нужно воспитывать учителей, готовых преподавать по хорошим учебникам. Нужно, чтобы в педвузы шли хорошие дети, способные стать такими учителями. Нужны хорошие программы и экзамены, поощряющие работу по хорошим учебникам, то есть понимание предмета. Короче, этот вопрос невозможно выделить из всего клубка «больных» проблем нашего школьного образования.

«Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны».

Л.Н. Толстой

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

К сожалению, проблема качества остро стоит не только в отношении учебников. Она актуальна для всей детской литературы, издающейся сегодня в нашей стране.

По мнению кандидата филологических наук, литературоведа, автора одного из самых популярных на постсоветском пространстве учебников по детской литературе Ирины  Арзамасцевой, «суррогат литературы, или, по выражению Чуковского, «третий сорт», действительно заполонил книжную торговлю. У тех, кто знакомится с нашей современной литературой по магазинам, просто не может не сложиться представление о увядании и даже гибели ее. Уверяю вас, это не так, это просто резкое расхождение между литературным процессом и издательско-торговым бизнесом».

Обратимся к мнению экспертов. Заместитель директора Российской государственной детской библиотеки, к.п.н. В.Чудинова и зав. отделом рекомендательной библиографии, РГДБ А.Копейкин отмечают , что в нашей стране проблем с изданием детских книг множество. Например, это низкие тиражи книг новых авторов. Классика детской литературы: Маршак, Чуковский, Милн, Линдгрен и так далее — издается хорошо. Но вот новые авторы выходят крошечными тиражами. Особенно это касается книг для подростков, и тут вообще ситуация очень печальная, талантливых авторов, пишущих для подростков, у нас очень мало. В результате эти книги попросту не доходят до российской провинции, до детских библиотек. Проводившиеся исследования показали, что подростки, живущие в сельской местности, читают много ширпотреба для взрослых, причем у них нет выбора, ибо качественная подростковая литература к ним не попадает.

Отдельная больная тема — это книжная иллюстрация. Здесь есть удачи, но гораздо больше попсы, китча. Почему-то с точки зрения издателей, обложки должны быть не просто яркими, а кричаще-яркими. Замечательная школа российской книжной иллюстрации (достаточно упомянуть такие имена, как Митурич, Гольц, Диодоров) сейчас мало востребована. И мы рискуем вообще потерять традицию книжной иллюстрации.

Еще хуже обстоит ситуация с критикой детской литературы и ее изучением. Единственный посвященный этому журнал «Детская литература» фактически погиб. Критиков детской литературы меньше, чем пальцев на руке. Кафедры детской литературы остались только в Москве и в Санкт-Петербурге — а это значит, что в провинции некому готовить детских библиотекарей. Парадоксальная ситуация: книжный рынок у нас огромный, а сориентироваться в нем непрофессионалам крайне сложно.

По мнению экспертов, для решения этих проблем, прежде всего, необходима национальная программа поддержки детского чтения, поддержки детской литературы. Такой программы пока у нас нет, лишь в ряде регионов местные власти, понимая значимость проблемы, находят ресурсы. Без государственной поддержки все вышеперечисленные вопросы не решить, рыночные механизмы тут не работают.

Эксперты считают, что в том, что касается государственной поддержки детского чтения, нам стоило бы перенять опыт Норвегии и Швеции. Там детское чтение поддерживается следующим образом: во-первых, государственные экспертные советы изучают ситуацию на книжном рынке, смотрят, какие книги безусловно хороши и нуждаются в поддержке. На основе этих рекомендаций издательствам выделяется государственное финансирование, чтобы эти книги были допечатаны и попали в библиотеки. Кроме того, ежегодно за государственный счет издается огромным тиражом рекомендательный каталог наилучшей детской литературы (для примера: на девятимиллионную Швецию этот каталог издается полумиллионным тиражом). Благодаря этому каталогу формируется спрос на наилучшие книги, что, соответственно, заставляет издательства делать допечатки и доплачивать авторам.

Несомненно, нам нужна и серьезнейшая поддержка детских библиотек. Их роль многими недооценивается, а между тем детские библиотеки, аккумулируя в своих фондах наилучшую литературу, формируют вкусы юных читателей — не говоря о том, что многие книги и журналы, кроме как в детской библиотеке, вообще недоступны (либо слишком дороги, либо отсутствуют в книготорговле). А главное, детская библиотека — это не только место выдачи книг, там вокруг книги строится самая разнообразная работа: конкурсы иллюстраций, викторины, спектакли, кружки литературного творчества, праздники, связанные с книгой. Словом, это очаги культуры. Если государство ставит себе целью сохранить отечественную культуру и передать ее будущим поколениям, оно должно помогать и детским библиотекам, и детским писателям, и издателям детских книг.

ИЗ ИСТОРИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В России учебники для детей издавались с 16 в. Детское специализированное книгоиздание сформировалось во 2-й половине 18 в. Одним из первых стал издавать книги (ок. 60, не считая учебников) и специальный журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-89) Н.И. Новиков.

В 19-20 вв. детским книгам уделяли внимание крупные издатели: В.А. Плавильщиков (среди изданий «Подарок детям в память 1812 г.» — разрезная азбука художника И.И. Теребенёва), А.Ф. Смирдин (увеселительная азбука художника К.А. Зеленцова), М.О. Вольф и И.Н. Кнебель (детские подарочные издания), а также Ф.Ф. Павленков, А.Ф. Маркс, А.Ф. Девриен, И.Д. Сытин, выпускавшие массовые и дешёвые издания. «Библиотека для детей и юношества» выходила в издательстве «Посредник».

В начале 20 в. общий тираж детских книг составлял св. 3200 тыс. экз., а к 1913 их выпуск удвоился. Возникли детские издательства «Светлячок» (1902- 1905), «Тропинка» (1906-12).

После 1917 издание детской литературы стало носить централизованный характер. Перед книгоизданием была поставлена задача создания детской книги нового типа. Первый издательский план был подготовлен Специальной комиссией по изданию детских книг при педагогическом подотделе литературно-издательского отдела Наркомпроса в 1918. Рекомендательные списки дореволюционных литературных произведений для переиздания составлялись при участии Н.К. Крупской и А.В. Луначарского и строго регламентировались согласно идеологическим установкам советского правительства. В результате мн. авторы были признаны классово чуждыми и долгие годы не издавались.

В 20-е гг. в выпуске детской литературы значительную роль играл Госиздат (1919-30), осуществлявший общее руководство другими издательствами, и его Ленинградское отделение во главе с С.Я. Маршаком. Выходили серии: «Библиотека для чтения» (1919-21), «Новая детская библиотека» (1924-28), «Дешёвая библиотека». Первым специализированным издательством детской юношеской литературы стала «Молодая гвардия» (1922), затем были созданы частные фирмы «Радуга» (1922-30) в Ленинграде, издательство Г.Ф. Мириманова (1923-30) в Москве. В 1933 на базе отделов «Молодой гвардии» и Госиздата создано детское гос. издательство в Москве с филиалом в Ленинграде (ныне «Детская литература»; в 1950 как его подразделение основан «Дом детской книги»). В 1957 осн. «Детский мир» (с 1963 «Малыш»). Детские справочные издания (см. Энциклопедии) выпускали издательства «Просвещение» и «Педагогика».

В 90-е гг. создание многочисленных частных и кооперативных издательств способствовало значительному росту издания детской и юношеской литературы, расширению её ассортимента, улучшению полиграфического исполнения и оформления детских книг.

СТАТИСТИКА КНИГОИЗДАНИЯ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2009 ГОДА В РОССИИ
(Источник данных: Российская книжная палата)

Российская книжная палата (РКП) подвела итоги государственного статистического учёта выпуска книг и брошюр нашими издателями за I полугодие 2009 года.

Прошедший год – год общемирового экономического кризиса, что подразумевает повсеместную тенденцию к снижению степени риска и возможных убытков, в том числе и в книжном деле – за счёт сокращения объёмов выпуска продукции. Тут следует напомнить, что в последние годы именно в сфере российского книгоиздания объём выпуска продукции – по важнейшему критерию количества названий – постоянно наращивается. Тогда как в советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе – на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг. удовлетворялся в среднем на 30-35%). Это говорит о процессе «социальной депривации» детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К периоду «застоя» (70-80-е гг.) в сфере издания детской литературы накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и относительном постоянстве тиражей. Эти показатели сегодняшней России намного и всё более превосходят количественные показатели выпуска книг и брошюр не только по бывшей РСФСР, но и по всему СССР. Поэтому тревога многих специалистов и руководителей книжного дела по поводу перспектив развития этой отрасли, не раз выражавшаяся в прошлом и нынешнем году, вполне понятна и обоснованна.

Общие данные

Количество названий книг за шесть месяцев текущего года увеличилось по сравнению с аналогичными прошлогодними показателями более чем на 6,4 тысяч (65193 названия против 58787 прошлогодних). Одновременно заметно увеличился их суммарный тираж (371 млн. экз. против прошлогодних, рекордных для целого ряда лет 342 млн.). При этом среднестатистический тираж российской книги незначительно снизился и составил 5692 экз. (в первой половине 2008 года он составлял 5814 экз., а за тот же период 2007 года – 5582 экз.).

Издатели-лидеры

Что касается издателей-лидеров (табл. 10), то перед нами давно знакомая картина. Впереди и с огромным отрывом от конкурентов – «АСТ» и «Эксмо», перегоняющие друг друга в двух номинациях. У «АСТ» первое место по количеству названий – 5292 книги (за аналогичный период прошлого года – 4217); у «Эксмо» – 4900 названий (в прошлом году – 4046). Тиражи «Эксмо» (40,6 млн. экз.) обеспечивают ему первое место по этому показателю, как и в прошлом году (34,9 млн. экз.), а совокупные тиражи «АСТ» составляют 37,7 млн. экз. (в прошлом году – 27,8 млн. экз.). Третье место по тиражам у «Просвещения» (22,1 млн. экз.), а по количеству названий – у нового московского издательства научной литературы «ЛИБРОКОМ» (699 книг и брошюр), хотя по тиражам этот издатель сравнивается лишь с таким же малотиражным «СтандартИнформом». Кроме перечисленных, в «топ-десятке» издателей оказались «Эгмонт Россия», «Феникс», «Рипол-Классик», «Росмэн», «Фламинго» и «Мир книги».

Детская литература. Изменения в ассортименте по тематике и целевому назначению

Если говорить о детской литературе, то количество её названий за первое полугодие увеличилось по сравнению с первой половиной прошлого года почти на 0,5 тысяч (5206 и 4735 названий соответственно). Важно отметить при этом все более возрастающую долю адресованных детям изданий научно-познавательного характера: их уже около 48 % по количеству названий и более 60 % по тиражам. Три-четыре года назад эти показатели были вдвое ниже. А в середине 80-х годов показатель разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании. В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий.

Возвращаясь к современности, нужно отметить и значительный тиражный прирост в секторе детской литературы. В первом полугодии 2009 года общий тираж изданий этой группы составил 72,2 млн. экз. против 65,1 млн. экз. за аналогичный период прошлого года.

Лидеры среди авторов и издателей

Все большую популярность среди детей и подростков приобретают зарубежные периодические издания.  Увеличивается ориентация на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, легкую для восприятия: не столько познавательного, сколько развлекательного характера.

У детей 9–10 лет популярны «диснеевские» журналы и комиксы, причем более популярны они у мальчиков, нежели у девочек. Девочки уже с 10–11 лет интересуются изданиями, ориентированными на женскую аудиторию, к седьмому классу у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, в чтении присутствуют молодежные, женские, различные развлекательные издания, тогда как у мальчиков это, прежде всего, издания связанные со спортом, автомобилями, технические, познавательные и компьютерные журналы.

Среди книг детских писателей уверенное лидерство по количеству названий (110 книг) уже третий год удерживает Корней Чуковский. Мало того, – с общим тиражом более 1,84 млн. экз. Чуковскому снова удалось превзойти по тиражным показателям самого печатаемого в России автора последнего десятилетия – Владимира Степанова, у которого 16,5 млн. экз. и второе место в тиражном рейтинге, как и в рейтинге по названиям (См. Таблицу 1.)

Учебная литература

Утверждением  перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных учреждениях общего образования занимается Минобрнауки России. 12 ноября 2009 года подготовлен проект Приказа, где перечислены все организации, имеющие право на издание учебных пособий. Всего в перечне 40 организаций.

Таблица 1.Список наиболее издаваемых авторов по детской литературе  в 1-м полугодии 2009 г.

ОШИБКИ В ДЕТСКОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В отечественной детской учебной литературе допускается множество ошибок, ляпов, искажений. Еще в 2006 году серьезную проблему с качеством учебников признал на встрече с участниками всероссийского конкурса «Учитель года-2006» в Челябинске, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам: « 80 процентов учебников содержат грубые ошибки, допускаться к обучению они не должны. Мы предложили всем издательствам провести досрочную экспертизу. Причем в третьей решающей ее фазе должны принимать участие учителя, в том числе победители конкурсов, подобных нынешнему. Возможно, к этому стоит привлекать и родителей. Но необходимо продумать, как это лучше сделать. Мы должны заняться подготовкой учебников нового поколения (и в бумажном, и в электронном виде) и активно продвигать их в кратчайшие сроки».

Конкретные примеры ошибок

В учебнике немецкого языка «Контакты» за 10-11-й класс Ворониной и Карелиной содержится один двусмысленный «урок». «Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу», — гласит перевод текста.   — Это же преподносится нашим детям как норма, что ребенок в четырнадцатилетнем возрасте может уйти жить к сирийцу или еще к кому-то!

«Физика за 10-й класс». Автор — Касьянов В.А. (издательство «Дрофа», 2003 год, 5-е издание). Страница 3: «Сама природа, подобно бесконечной рулетке, выбрасывает повторяющиеся события». Страница 70: «…перемещение звезд и планет по звездному куполу». Разве есть звездный купол? А может быть, и земля еще стоит на трех китах?

Учебник «Мы и окружающий мир» для 2-го класса авторов Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова («Учебная литература», Самара, 2003 год) Параграф с гордым названием «Россия — родина космонавтики» начинается словами: «4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую» (стр. 8). Вот так — взяли и отняли у родины космонавтики целый месяц из тех считанных недель, которые тогда, в 1957-м, обеспечили нашей стране приоритет.

«Естествознание» для 5-го класса  авторов В.И. Сивоглазова и С.В. Суматохина («Дрофа»,2003). Этот допущенный Министерством образования учебник удивляет обложкой. Ее дизайнеру для композиции потребовался глобус, наклоненный влево. Недолго думая, он «отзеркалил» стандартное изображение, не заботясь, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами. Теперь этот глобус украшает 10 000 тысяч обложек.  А в качестве упражнения в нем предложено ответить на вопрос № 2 (стр. 87): «Какие наблюдения необходимо произвести, чтобы убедиться, что положение звезд на небе не меняется?» Хотя наблюдения доказывают как раз обратное!

Учебник «Русского языка» за 6 класс под редакцией З.Сабитовой и В. Павленко. Раздел «Числительные». Параграф 49-й «Строение числительных». В разряде «Простые числительные» авторы учебника называют числительные «одиннадцать» и «двадцать». А в разряде «Сложные» — пятьдесят. Но чем по строению «пятьдесят» отличается от «двадцати»? Там «пять» на «десять», здесь «два» на «дцать». И в этом есть логика, а как понять ученикам логику авторов учебника? Для которых старославянская форма «дцать» уже не десять?

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Все мы еще с детства помним сказку Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев». Это, без преувеличения, шедевр отечественной детской литературы и пример того, как надо писать для детей. В ней есть все: и интересный сюжет, и замечательный литературный язык, и вплетенная в текст информация об окружающем ребенка мире, и ненавязчивое, но действенное морализаторское начало. Первая редакция сказки увидела свет во время Великой отечественной войны, в 1943 году, но популярна сказка до сих пор.

Однако в наши дни на этой популярности оказались не прочь погреть руки недобросовестные издатели в погоне за легкими деньгами. И правда — стоит ли издателю связываться с живым автором: искать его, работать с ним, выплачивать ему гонорары, в конце концов… Зачем? Ведь чего может быть проще — взять бессмертное произведение великого детского писателя (к радости нечистого на руку издателя — уже умершего) и переделать его произведение. Причем, не просто переделать, а обкромсать так, что оно сократилось в несколько раз. При этом полностью потерялось все богатство авторского языка, персонажи из живых сделались плоскими и деревянными, а вместо тонких моментов, наводящих ребенка на размышления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в тексте появилась какая-то голливудская кровожадность. Но издателю до этого не дела. Ничтоже сумняшеся он, даже «забыв» хотя бы упомянуть Маршака и его сказку как первоисточник, издает свою, с позволения сказать, «книгу» тиражом 11 000 (!) экземпляров и подсчитывает чистую прибыль…

Чтобы не показаться голословными, приведем для сравнения отрывок из самого начала сказки Маршака и первые страницы «произведения» современных коммерсантов. Почувствуйте разницу.

Источник:

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. — М.: Художественная литература, 1971. С. 492-498.

Источник:

Двенадцать месяцев: Сказки. — Смоленск: Русич, 2007. — 64 с.: ил. — (Для самых маленьких). С. 4-5.

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

 

Славянская сказка

 

 

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — все не так, как ни повернется — все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

— Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

 

 

 

Жила–была одна вдова. Свою родную дочь, Елену, она холила и лелеяла, а падчерицу, Марию, терпеть не могла и заставляла исполнять самую черную работу. Елена целый день наряжалась и ничего не делала, да еще на правах старшей частенько покрикивала на свою сводную сестру:

— Подай то. Принеси это. Да пошевеливайся, а не то поколочу!

Однажды, в холодном январе, Елена сказала сестре:

— Иди в лес и принеси мне букет фиалок. Я хочу фиалок.

— Но, сестрица, — ответила Мария, — фиалки не растут зимой.

— А я хочу! — рассердилась Елена.

— Как смеешь ты перечить? — топнула ногой злая мачеха. — Делай, что тебе велено, а не то изобью тебя до смерти (выделено нами — НИРСИ).

Горько заплакала Мария и пошла в лес.

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *