Комментарии экспертов на актуальные темы

Российско-украинские отношения

Андрей Полосин: Изменение отношений России и Украины — путь длиной в десятилетия 

Сергей Гречишников: Украина будет с теми, кого считает сильнее


Нравственные основы модернизации

Сергей Волобуев: Модернизация может опираться на нравственные ценности православия


Все комментарии


   “Перед прошлым склони голову, перед будущим засучи рукава” (Менкен)   
Главная страница / Публикации / Бюллетень НИРСИ / Выпуск 2008 г. / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ



? Управленческое консультирование


Россия начинается на Дальнем Востоке

С начала 2008 года была продолжена начатая еще в 2007 году работа Центра аналитики и мониторинга при Полномочном представителе Президента в Дальневосточном федеральном округе (ЦАиМ). Главным в работе Центра стало аналитическое и консультационное сопровождение принятия стратегических решений в управлении социальными процессами во время избирательных кампаний федерального значения на территории Дальнего Востока.


Проект не имел аналогов в прошлом. Новизна состояла в самой специфике Центра аналитики и мониторинга при полпредстве как консультационно-методической структуры.


Информация о ситуации в субъектах ДФО добывалась в ходе выездов мобильных групп на места. Командировочные задания группа получала от руководителя Центра и главного аналитика. После утверждения руководителем Центра отчета группы, документ предоставлялся ответственному работнику полпредства. Совместно с полпредством принимались решения о коррекции управления социальными процессами в данном регионе.


Сбор информации осуществлялся методом экспертных интервью, фокусированных групповых интервью, анализа прессы, анализа внутренней документации, включенного наблюдения. При обработке информации использовались данные социологических исследований.


Информацию о ситуации в субъектах полпредство получало от ГФИ в ежедневном режиме. Каждую пятницу заместитель полпреда проводил видеоконференцию с ГФИ. На конференциях в качестве консультантов присутствовали представители ЦАиМ.


Целью оперативного аудита стало выявление основных организационных патологий в регионах и выработка рекомендаций по коррекции управления социальными процессами в том или ином регионе. Консультирование осуществлялось членами мобильных групп во время их пребывания в регионе и руководителями ЦАиМ во время еженедельных видео-конференций и по телефону.


? Научные разработки


Как определить тип регионального управления?

Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется наличием значительного числа субъектов политического процесса федерального и регионального уровней, обладающих разнообразными ресурсами, зачастую, несовместимыми экономическими интересами и политическими целями. Деятельность данных субъектов при определенных обстоятельствах способна стать источником уязвимостей, угроз и рисков, реализующихся в политической, экономической и социальной сферах и привести к нарушению функционирования государственных и общественных институтов. Эффективное информационно-аналитическое обеспечение управления политическими процессами в регионах невозможно без точной оценки, анализа и прогноза развития ситуации. Для этого необходимо выявить основные типы административно-политического управления в регионах России.


Практика показывает, что в настоящее время анализ таких явлений производится отдельно для каждого случая и недостаточно системно, тогда как для эффективного прогноза развития ситуации необходимо иметь обоснованные представления о политической ситуации как целостной, динамической совокупности ограниченного количества признаков. Такое представление может быть сформировано в процессе исследования и системного анализа в форме описания типичных сценариев развития политического процесса в регионе.


В настоящее время в России сложилось несколько типов региональных административно-политических систем, которые можно по разным (дихотомическим) основаниям характеризовать как:


· сильная или слабая;

· авторитарная или демократическая;

· моноцентричная или многополярная;

· однопартийная или многопартийная;

· мононациональная или многонациональная;

· тяготеющая к образцам СССР или скорее либеральная;

· по географическому признаку: тяготеющие к европейской части, расположенные в центре страны (Урал и Сибирь), тяготеющие к азиатской части (Забайкалье и Дальний Восток) и др.


Типологию региональных административно-политических систем было предложено строить по двум основаниям: типы политических режимов и степень устойчивости административной системы. В результате можно выделить четыре доминирующих типа региональных административно-политических систем:


· авторитарно-устойчивые системы;

· авторитарно-неустойчивые системы;

· либерально-устойчивые системы;

· либерально-неустойчивые системы.


Для того чтобы проверить эти гипотезы, нужно было разработать новые диагностические подходы к анализу социально-политической ситуации региона. В связи с этим, было уделено определенное время сначала разработке «Методики оценки социально-политической ситуации в регионе», а затем и ее апробации в регионах.


В результате была создана заданная методика. Она отличается значительной инновационной компонентой и высоким уровнем эвристики, начиная с постулирования гносеологических предпосылок и заканчивая методикой обработки результатов полевых исследований. Первичную апробацию данная методика прошла в Алтайском крае и Орловской области. Затем методика была доработана и по ней была проведена диагностика социально-политической ситуации в Республиках Тыва и Карелия, в Приморском и Ставропольском краях, в Амурской, Иркутской, Самарской и Свердловской областях. Последний этап использования новой методики прошел в Республиках Алтай и Хакасия, в Хабаровском крае, в Волгоградской, Еврейской автономной и Магаданской областях.


В настоящее время региональное административно-политическое управление формируется в каждом регионе индивидуально на основе индивидуального опыта местного руководства и его так называемого «административного чутья», практики и интуиции. Все это порождает высокую степень неустойчивости политической системы региона и делает ее заложником субъективных качеств региональных лидеров. В результате выполнения данного проекта органы государственной власти и местного самоуправления, институты гражданского общества, включая различные НКО, получат информацию, на основе которой будут иметь возможность определять состояние и типы региональных административно-политических систем и методов административно-политического управления. Появятся типовые возможные варианты развития и разрешения политических кризисов, варианты выработки адекватных ситуации действий.



? Социологические исследования в регионах


Социологические исследования проводились сотрудниками НИРСИ и привлеченными экспертами. В основном работы велись по заказу региональных администраций. Основной тематикой являлось изучение социально-политической ситуации в регионе.


В 2008 году такие исследовательские работы были проведены:


· в Сахалинской области перед выборами Президента РФ (январь — февраль);

· в г. Владивосток перед выборами мэра (март — май);

· в г. Ставрополь (июнь — июль);

· в Алтайском крае (октябрь — ноябрь);

· в Волгоградской области (ноябрь — декабрь).




***


Успешная реализация НИРСИ всех региональных проектов 2008 года окончательно подтвердила тезис, что в сегодняшней России востребован междисциплинарный подход к решению сложных социально-политических задач. Синтез социологии, управленческого консультирования и паблик рилейшенз дает возможность гарантированного достижения требуемого результата.



Телефон:
(495) 692-4272


Адрес:
125009, Москва,
Георгиевский пер.,
д. 1, стр. 1
E-mail:


Экспертные материалы:


Зарубежные партийные фабрики мысли: технологии и методы работы

О.А. Акопян


Российское правосознание в зеркале институциональной традиции: камо грядеши?

И.В. Збронжко


Сравнительный анализ основных тем статьи Д.А.Медведева "Россия, вперед!" и Посланий Президента РФ Федеральному Собранию (2000 – 2008 гг.)

НИРСИ


Архив Экспертных материалов
Смотреть >>>

           
Разработка сайта — компания «Промоцентр»